Опыт-эксперимент:"Волшебница Вода".
Цель: Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям в каком виде существует вода – эксперименты с водой, паром, снегом, льдом. Упражнять в образовании однокоренных слов. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с манной крупой. Воспитывать чувство симпатии, отзывчивости и умение работать в коллективе.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок, сочинение танцев, рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке. Изготовление снеговиков из бросового материала, макета зимнего леса.
Методические приемы: рассматривание сезонных картин, опыт – зксперимент с водой, паром, снегом, льдом; подвижная игра «Снежинки»; пальчиковая игра, работа детей над аппликацией снеговика
Демонстрационный материал: Картины с временами года для развития зрительного восприятия. Для проведения опытов - мисочки, льдинки, снег, термос с кипяченой водой, поднос с манной крупой, вырезанные из бумаги нос, глаза и ведерко для снеговика; кисточка, клей, салфетка.
Воспитатель вносит в группу картины, на которых изображены 3 сезона, кроме зимы.
Воспитатель:
-Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? (Ответы детей.)
Воспитатель:
-Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы. (Ответы детей.)
Воспитатель:
-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю: (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые: (снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается: (снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее: (снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в: (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился: (снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка: (снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой: (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил: (снег)
Воспитатель:
-Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова? (Ответы детей. )
Воспитатель:
-Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег.
Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей.)
Воспитатель:
-Какую пользу приносит снег? (Ответы детей. )
Воспитатель:
-А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.
1. Снег - это вода.
В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.
2. Лед - твердая вода.
Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.
3. Пар - это тоже вода.
Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
Воспитатель:
-Снег, лед и пар - это вода.
Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы? (Ответы детей. )
Воспитатель: -А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".
Воспитатель: Молодцы, снежинки. А теперь мы вновь станем ребятами и пройдем за рабочие столы. Дети, когда я сегодня утром пришла в детский сад, то увидела у нашего снеговика письмо. Он пишет, что ему очень скучно проводить длинные, зимние вечера одному. Давайте поможем снеговику и изготовим для него друзей – снеговиков.
- На прошлом занятии мы с вами построили домики для них, а сегодня мы сделаем снеговиков. Выполним мы их из манной крупы. Посмотрите, какую композицию я сделала.
- Что нужно сделать, чтобы у вас получились такие снеговики? (Ответы детей).
Прежде чем приступить к работе мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Большой палец встал один.
Указательный - за ним
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу нам пора.
Дети намазывают клеем контуры снеговика, обсыпают его манной крупой, затем приклеивают нос, глаза и ведерко.
После изготовления снеговиков выставляю детские работы на фланелеграфе.
-Какие замечательные снеговики у вас получились!
- Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговиков?
-А у вас какое настроение?
-Если нашим снеговикам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то и делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.
|