| 
 
 
 
  
 |  
 
  
 
 
 
 
 
 
 "Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи". 
   (3.63 Mb)
 
 | 29.06.2018, 22:31 |  
 
 
  Корнеева Ирина Евгеньевна Воспитатель, МБДОУ г. Мурманска №129 |  
 
 
"Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи" Корнеева Ирина Евгеньевна, Воспитатель, МБДОУ №129, г. МУРМАНСК 
 
Цель - обучение детей способам наглядного моделирования. 
Задачи: 
* Развивать мышление и воображение, память при использовании схем, моделей, заместителей. 
* Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме. 
* Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа. 
* Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели. 
* Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы. 
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): 
«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». 
 
Задачи развития связной речи: 
- овладение связной диалогической речью; 
- овладение связной монологической речью; 
- формирование элементарных знаний о структуре текста, о способах связи между структурными частями и предложениями; 
- строить разные по типу высказывания: описание, повествование, рассуждение. 
 
Средства наглядного моделирования: 
- геометрические фигуры; 
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); 
- планы и условные обозначения, используемые в них; 
- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; опорные схемы; карточки — символы. 
 
Этапы реализации образовательного проекта: 
I этап- подготовительный 
II этап- активного обучения 
III итоговый этап-общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности 
 
I Этап образовательного проекта 
* Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов. 
* Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы). 
* Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др. 
* Подобрать дидактические игры. 
* Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 
* Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем. 
 
Задачи обучения связной речи на первом этапе обучения: 
- Составление простых распространенных предложений по схемам. 
- Обучение детей умению задавать вопросы , опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом. 
- Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по мнемотаблицам по темам: «Фрукты», «Овощи» и т.д. 
- Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов по схемам и моделям. 
- Заучивать стихотворения по схеме, модели. 
 
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. 
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.). 
 
Дидактические Игры: 
Дидактическая игра «Что это такое?» 
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление. 
Дидактическая игра «Волшебные карточки» 
Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. 
 
Заучивание стихотворения по схеме 
Птичка 
Птичка над моим окошком 
Гнездышко для деток вьет, 
То соломку тащит в ножках, 
То пушок в носу несет. 
Птичка домик сделать хочет. 
Солнышко взойдет, зайдет, 
Целый день она хлопочет, 
Но и целый день поет. 
 
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: 
1. Принадлежность к родовидовому понятию; 
2. Величина; 
3. Цвет; 
4. Форма; 
5. Составляющие детали; 
6. Качество поверхности; 
7. Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); 
8. Как он используется (какую пользу приносит)?9. За что нравится (не нравится). 
 
Задачи обучения связной речи на втором этапе обучения: 
- Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по схемам и мнемотаблицам. 
- Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию. 
- Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и серии картин. 
- Придумывать загадки по моделям, схемам. 
 
Отгадывание и придумывание загадок по схемам, моделям: 
1. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 
2. Отгадывание загадки детьми. 
Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж) 
 
Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю легкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках,лепят снеговиков. (в презентации картинки) 
 
Задачи обучения связной речи на третьем этапе обучения: 
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами). 
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. 
 
Сравнительное описание: 
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. 
Сравнительное описание: лисы и зайца. Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. 
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки. 
 
Творческий рассказ последовательность работы: 
- Ребёнку предлагают придумать ситуацию (персонаж, место, модель рассказа). 
- Предлагается персонаж, а оформление модели ребенок придумывает сам. 
- Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями. 
- Составление рассказа по модели с неопределенными заместителями (геометрические фигуры). 
- Самостоятельный выбор темы и героев рассказа. 
 
Литература: 
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. 
2. Большева,Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Большева.-Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. 
3. Белоусова, Л.Е . Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – Издательство: Детство-Пресс, 2003. 
4. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 
5. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. 
6. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. 7. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 
8. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 
Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. 
9. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 
10. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  
 
  
 
  
  |  
| 
Категория: БЛОГИ
 |  
| Просмотров: 905 | Загрузок: 35
| Рейтинг: 0.0/0 |  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  |