Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 102
Образовательный паспорт
группы № 4
«ПЕТУШОК»
Воспитатели: Савасина Е.В.
Кульпинова О.А.
2018 г.
Педагоги
№ Фамилия, имя, отчество должность образование категория стаж
1. Савасина Евгения Владимировна воспитатель высшее 1 6 лет
2. Кульпинова Ольга
Александровна воспитатель среднее нет 2 года
Специалисты
№ Фамилия, имя, отчество должность образование категория стаж
3. Павлова Елена Владимировна музыкальный руководитель Высшее
педагогическое 1 40 лет
Помощник воспитателя
Коростылёва Ксения Александровна
Паспорт младшей группы
в нашем детском саду
включает следующую информацию:
• данные о программе образовательного процесса;
• о воспитателях;
• состав группы;
• режим дня;
• расписание НОД;
• предметно – развивающая, игровая среда в младшей
группе.
Девиз группы:
Мы весёлые ребята,
Непоседы, дошколята
Любим мы играть, смеяться,
Физкультурой заниматься.
Любим петь и рисовать
Книги разные читать.
Наблюдать и удивляться
И друг другу улыбаться
Много разных дел у нас
Наша группа просто класс!
В нашей группе воспитываются 10 шустрых мальчиков и 8
очаровательных девочек в возрасте от 3 до 4 лет.
Все мы очень разные: веселые и грустные, спокойные и шумные,
озорные и послушные. Любим играть и веселиться, лепить и рисовать, заниматься физкультурой, петь и танцевать. В группе детям уютно, комфортно и безопасно. Здесь каждый выберет себе игру или занятие по интересам!
Наш возраст – возраст почемучек. Поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло нам помогают обсуждения «на равных» детских вопросов и проблем, интересные занятия, выставки книг, иллюстраций, оригинальных предметов, коллекций, произведений искусства, совместных работ детей и взрослых по изобразительной деятельности и ручному труду.
Наша задача – привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, развить эмоциональную отзывчивость, сформировать навыки культурного поведения.
В нашей группе дружные не только дети, но и их родители. Они
принимают активное участие в тематических мероприятиях, в благоустройстве участка, помогают нам создавать комфортные условия для пребывания детей в детском саду.
Режим дня в нашем дошкольном учреждении
соответствует всем основным требованиям:
-Прогулки организуются 2 раза в день:
в первую половину - до обеда и во вторую половину дня перед уходом детей
домой (прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 20С и скорости ветра более 15 м/с);
- Домашние задания воспитанникам не задаются;
- В дни каникул и в летний период НОД не проводится (организуются
спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок).
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать
работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию
СанПиНа от 2.3.1.-3049-13 о максимально допустимом объеме
образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не
превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Занятия во второй младшей группе выступают как организованная форма обучения, в ходе которой у детей формируют умения слушать указания и объяснения воспитателя, выполнять задания, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности.
Эффективность обучающего воздействия на детей определяется характером требований, которые предъявляются к деятельности ребенка на занятиях.
Указания, объяснения, наглядный образец должны быть направлены на
организацию практической и игровой деятельности дошкольников, в ходе которой они усваивают определенные знания и умения.
Современный детский сад - это место, где ребѐнок получает
первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с
взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах
жизни.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении – правильная организация предметно-
развивающей среды.
Среда развития ребѐнка в структуре ФГОС к общей образовательной
программе ДОУ представляет собой комплекс материально-технических,
санитарно - гигиенических, социально - бытовых, общественных,
эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных
условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
В соответствии с ФГОС, в ДОУ развивающая предметно –
пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и
пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы
предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности
их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным
особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования,
инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую,
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики.
Правильно организованная предметная развивающая среда,
направленная на личностно - ориентированное развитие ребѐнка,
стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких
качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Предметная среда, организованная с учѐтом индивидуализации
пространства жизни ребѐнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют
себя компетентными, ответственными и стараются максимально
использовать свои возможности и навыки.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности:
ДВИЖЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ПОЗНАНИЕ.
И среда НАШЕЙ группы удовлетворяет эти потребности.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная,
комфортная, уютная обстановка, рационально организационная и
насыщенная разнообразными игровыми материалами.
В группе оформлены игровые и предметные центры, имеется достаточное количество игрушек, дидактического материала, развивающих игр для самостоятельного, активного, целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной т.д.__
РАЗДЕВАЛКА
1. Информационный уголок для родителей
2. Информационный стенд «Жизнь в нашей группе»; стенд «Меню»
3. Советы воспитателей (консультации)
4. Папки - передвижки
5. Стенд для выставки детских поделок из пластилина
«Наше творчество»
6. Уголок творчества «Умелые ручки»
7. Скамейки – диваны для переодевания детей
8. Индивидуальные шкафчики для раздевания
9. Полочки для обуви
ГРУППОВАЯ КОМНАТА
Центр познавательного развития
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного
восприятия, мелкой моторики, воображения.
1. Предметные сюжетные картинки
2. Пазлы
3. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы,
различные по цвету, размеру.
4. Мозаика, лото по разным темам, настольно – печатные игры, домино
в картинках
5. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы
картинок: (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные,
игрушки, транспорт, профессии).
6. Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в
различные отрезки времени.
7. Наборы иллюстраций с изображением игрушек, предметов
одежды, обуви, посуды, мебели и предметов ближайшего
окружения
8. Матрешки с вкладышами, пирамидки на конусной основе из
уменьшающихся по размеру одноцветных колец
9. Домик с вкладышами.
10. Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук: (игрушки-
шнуровки разного вида).
11. Игры для интеллектуального и сенсорного развития
12. Счетные палочки
ЦЕНТР ПРИРОДЫ
1. Комнатные растения
2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями
3. Дидактические игры по экологии
4. Коллекции камней, ракушек, семян.
5. Картины-пейзажи с изображением всех времен года
6. Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды
7. Природный материал: шишки, желуди
8. Муляжи овощей и фруктов
9. Резиновые наборы игрушек (животные).
10. Календарь природы.
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Бубен большой и маленький;
2. Скакалки
3. Кегли с мячом
4. Кубики, флажки, «косички»
5. Кольцеброс
6. Дидактический материал «Спорт»
7. Обручи
8. Массажные дорожки и коврик
9. Ростомер
ЦЕНТР ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Материал для рисования: альбомы, гуашевые и акварельные
краски, кисточки, простые и цветные карандаши, мелки, баночки
для воды, трафареты для рисования.
2. Материал для лепки: пластилин, стеки, доски для лепки.
3. Образцы по аппликации и рисованию
4. Материал для ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ѐмкость
под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон,
гофрированная бумага.
5. Трафареты, печатки.
ЦЕНТР КНИГИ
1. Тематическая подборка детской художественной литературы
2. Портреты писателей и поэтов
3. Иллюстрации «Герои сказок», подборка сюжетных картинок
4. Дидактические игры по развитию речи:
«Чьи детки?», «Кто как кричит?», «Когда это бывает» и т.д.
5. Игрушки для обыгрывания содержания литературных произведений.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ
1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»
2. Небольшие игрушки для обыгрывания построек:
фигурки людей и животных, макеты деревьев
3. Транспорт мелкий, средний, крупный:
машины легковые и грузовые; самосвал; вертолеты; пароход.
4. Пластмассовый напольный конструктор
5. Модули
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек;
ЦЕНТР МУЗЫКИ
1. Альбомы с изображением музыкальных инструментов
2. Игрушки - музыкальные инструменты (погремушки, барабан,
бубен, металлофон, пианино, маракасы)
3. Музыкальные игрушки
ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
1. Игрушки, изображающие предметы труда и быта:
(тел ефон, сумочки, корзинки и т. д.)
2. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: Комплект кукольной мебели;
игрушечная посуда: (кухонная, чайная, столовая);
куклы пластмассовые; куклы, имитирующие ребенка-младенца
(голыши); одежда для кукол; коляски; комплект пастельных
принадлежностей для кукол; гладильная доска, утюг, горшки для
кукол.
Кухня (для игровых действий с куклами).
3. «Парикмахерская»: Трюмо с зеркалом, халат для мастера,
накидки пелерины для кукол и детей, игрушечные наборы для
парикмахерских (зеркало, ножницы, расчески, щетки, фен),
фотографии детских причесок, журналы .
4. «Магазин»: Кассовый аппарат; калькулятор; баночки, бутылочки
маленьких размеров из пластика, картона; наборы продуктов,
овощей, фруктов из пластмассы, резины (муляжи); сумочки,
кошельки, деньги, корзиночки из разных материалов; предметы –
заместители.
5. «Больница»: Медицинские халаты и шапочки для игры, наборы
доктора, ростомер, фонендоскоп, градусники, мерные ложечки,
лекарства, пипетки, шпатели, вата, бинты.
6. «Гараж»: Машины разных размеров и назначения, набор
инструментов.
ЦЕНТР ТЕАТРА
1. Разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный
2. Декорации, театральные атрибуты
3. Шапочки, маски
4. Одежда для ряжения (для одевания на себя) - узорчатые цветные
воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты,
бусы, ободки, короны, браслеты, шапочки, шляпы, косынки.
ЦЕНТР ПДД
1. Картотека дидактических и подвижных игр по ПДД
2. Различные виды транспорта
3. Макет перекрестка и улицы
4. Дорожные знаки
5. Макет светофора, рули, нагрудные знаки с эмблемами машин и
дорожными знаками.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О СПАЛЬНОЙ КОМНАТЕ:
Имеются на каждого ребенка кроватки, с индивидуальным комплектом
спального белья, матрасом и подушкой. Рабочий стол для педагога, стул.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3 - 4 ГОДА)
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).
В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
|