Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Обобщение опыта работы по теме "Использование игровых технологий в интеллектуально-логическом развитии детей раннего возраста».

18.11.2018, 22:47
Смирнова марина Александровна
воспитатель ГДДВ СОШ 10 г. Рыбинск Ярославская область
В течение 3-х лет я работала над темой «Использование игровых технологий в интеллектуально-логическом развитии детей раннего возраста».
В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие–это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной деятельности детей первых трёх лет жизни. Наиболее актуальной стала проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Ведь игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)
Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.
В работе я придерживалась следующих принципов
• Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
• Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
• Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
• Элемент новизны (внесение новых атрибутов, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Игровые технологии использовала как отдельные игровые моменты. В раннем возрасте их основная задача – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умение видеть взрослого как интересного партнера в игре. В своей работе учитывала уровень развития детей. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагала ребенку одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагала более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение становилось той ступенькой, с которой ребенок начинал движение вперед.
Проверив, таким образом, каждого ребенка, я получила достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это в свою очередь дало возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка.
Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданиями определенной ступени - предлагала игры и упражнения следующей группы сложности. Хочу отметить то, что переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Данная работа проводилась по подгруппам и индивидуально в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
Для решения задач сенсорного развития детей использовала элементы следующих игровых технологий.

1.Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером. Занятия «обыгрывала» в сказочной форме: мы не просто разбивали блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки, помогали бабушке разложить блины по тарелкам: большие для мамы с папой, маленькие для внуков.
Начинала я работу с блоками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
После самостоятельного знакомства с блоками переходила к играм и упражнениям. Для начала предлагала самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:
1) При игре в «Цепочку» не просто собирали последовательность блоков, а делали «бусы» для куклы или выстраивали «мостики» через речку.
2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т.д.
3) «Сортируем по признаку». Выкладывала на стол все блоки и просила отделить все красные. Затем – все жёлтые, все не круглые и т. д.
4) «Найди такой же». Показывала один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».
5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза, затем спрашивала « Какую «конфетку» съел Мишка?»
Для игр использовала как готовые альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использовала «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складывала фигуры и просила найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками учила детей сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.

2. Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.
В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Затем стала давать разные задания. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражнялись в назывании и различении цвета. Применяла известные приемы: для куколки в красном сарафане строили красную дорожку, а для куколки в желтом сарафане – желтую. Далее использовала игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строили бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывали цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом.
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова большой, маленький. Помогала сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
Также для игр использовала готовый альбом «Волшебные дорожки».
Я считаю, что такую технологию, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности.
3.Игры Б.П. Никитина.
Все игры направлены на раскрытие творческих способностей и формирование логического мышления. В своей работе я использовала игру «Сложи узор». Сначала мы рассматривали эти удивительные кубики. Затем строили из кубиков одноцветные, а затем двухцветные дорожки, складывали квадраты определенного цвета.
В своей работе я использовала такие формы работы с родителями:
1.Родительские собрания;
2.Индивидуальные консультации, рекомендации;
Мною проведено родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику», мастер-класс для родителей «Использование игровых технологий в развитии сенсорных способностей детей 2-3 лет». В ходе мастер-класса родители познакомились с логическими блоками Дьенеша. полочками Кюизенера, играми Б.П. Никитина и использованием их как игрового материала дома. Проведены консультации: «Как научить ребенка различать формы предметов», «Как научить ребенка различать цвета»
Опыт проводимой работы показал, что применение технологии развивающих игр с детьми раннего возраста позволяет детям быстро научиться различать и называть геометрические фигуры, цвета и формы, научиться отличать их друг от друга, сравнивать и анализировать и, несомненно, позволяет добиться положительных результатов. В своей деятельности я планирую продолжать работу в данном направлении.

Категория: БЛОГИ
Просмотров: 1285 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: