|
«Научные каникулы»
(160.0 Kb)
| 12.11.2018, 07:51 |
Киселева ИВ, Колпакова АИ Педагоги дополнительного образования |
Дополнительное образование создает условия для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей обучающихся, позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей. Освоение технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные возможности. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими предметами, как математика и черчение (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Специфической чертой программы является неоднородность контингента обучающихся по возрастному уровню и уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей. «Изобразительное искусство» является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в творческих работах свои впечатления от увиденного и прочитанного, поэтому изобразительное искусство имеет огромное значение для нравственного и эстетического воспитания ребенка. Изобразительное искусство является основой творческой деятельности. В педагогической науке принято считать, что оно имеет образовательное и воспитательное значение в формировании и развитии личности ребенка. Оно способно не только развивать фантазию ребенка и его образное мышление. Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, в программе «Художественное творчество» предусмотрено большое количество развивающихся заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала обучающихся в младшей школе реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ребенок всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающего с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации к труду, к активной деятельности на занятиях во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности ребенка на основе разумного использования его потенциала. Передача учебной информации производится следующими способами: рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Социализирующая функция учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентацию содержания занятий на жизненные потребности обучающихся. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире. Значительное внимание уделяется повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. В марте-апреле предусмотрена защита проектов и стендовых докладов на площадках города и области. При работе над изготовлением непосредственно изделия в той или иной технике используются принципы художественного конструирования предметных форм: обучающиеся узнают, что главную роль при формообразовании, поиске оптимальной формы изделия в целом и каждого его элемента в отдельности играет утилитарное назначение, характер практического использования создаваемого предмета. Разработка проекта начинается с эскизного проектирования, т.е. обучающийся графически выражает свои идеи карандашом и акварелью. Срок реализации – каникулярный период учебного года.
Цель программы: создание условий для интеллектуального и личностного развития обучающихся, обеспечение занятости детей во время каникул.
Задачи: - пропаганда интеллектуально-творческой деятельности обучающихся в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования; - апробация представления и защиты творческих проектов; - способствование формированию начальных исследовательских навыков; - самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; - освоение новых технологических приемов или комбинаций ранее известных приемов; - формирование эстетического вкуса, способствование развитию изобразительного творчества, мелкой моторики, согласованности работы рук, политехнических умений и навыков, любознательности, воображения; - воспитание трудолюбия; - формирование общей культуры обучающихся; - формирование у обучающихся самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, внимания, воспитание чувства товарищества, дружелюбия и отзывчивости.
Программа имеет художественно - эстетическое направление и рассчитана на обучающихся с 7 лет. Сохраняя структуру программы темы разделов (модулей) могут меняться в зависимости от темы года (2016- Год Кино, 2017- Год Экологии…). Занятия проходят в период осенне-зимний-весенний-летний каникулярный период. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия изобразительным искусством и художественным трудом способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию, формированию культуры свободного времени. Новизна – программа включает материал, не содержащийся в базовых программах, содержит знания, вызывающие положительный интерес обучающихся. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения, проектных и исследовательских. Программа разработана на основе следующих документов: - программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9 классы, Москва, Просвещение, 2009г. - авторская программа по рисунку и живописи – ДХШ, автор А. В. Конышев, Талица, 2001г. - программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, « Культура быта», Москва, Просвещение , 1986 г.
Основные формы и методы работы: - экскурсии и прогулки для зарисовок с натуры; - комбинированные занятия; - словесный рассказ, беседа (передача учебной информации производится различными способами: рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). - индивидуальные консультации; - наглядная демонстрация образцов, дидактического материала; - экскурсии на выставки, в музеи и различные профильные учреждения (ЦЮНТТ, ДМЦ, мастерские МБОУ «СОШ№12», техникум судостроения и машиностроения, ГБПОУ АО (К. Маркса. 34); - презентации своих работ; - конкурсные игровые программы; - практическая работа, - работа с ТСО. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Это репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно - иллюстративный, практический.
Психологическое обеспечение программы. Программа включает в себя следующие компоненты: - создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; - формирование умений обучающихся по данному направлению обучения; - применение групповых и индивидуальных форм обучения. Формы контроля: - анкетирование обучающихся (сентябрь, май) - итоговые занятия - тестирование - устный опрос - мини-выставки - участие в городских и окружных выставках и конкурсах - повседневные наблюдения
Ожидаемые (планируемые) результаты: 1. Личностные универсальные учебные действия: - познавательный интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке на основе критериев успешности. 2. Регулярные универсальные учебные действия: - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с педагогом и другими студийцами давать эмоциональную оценку деятельности товарищам; 3. Познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Обучающиеся должны: - знать правила безопасности труда, личной гигиены при работе с инструментами и приспособлениями и материалами; - знать обозначение и схемы, правила чтения схем; - владеть линейным рисунком (изображать свой замысел на бумаге); - знать исторические сведения о том или ином промысле, виде искусства; - уметь выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого (технологические карты); - иметь желание заниматься прикладным искусством и живописью в свободное время; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Программа « Научные каникулы» состоит из следующих этапов (модулей):
1. Организационный этап (август – сентябрь) Основная задача - создание условий для успешной реализации программы «Научные Каникулы» и включает в себя уточнение сроков, планов, содержания и обсуждение их с родителями и администрацией учреждения. Решение организационных вопросов. 2. Основной этап (каникулы в течение учебного года). • 30.10. 17 – 5. 11. 17 • 28. 12. 17 – 14. 01. 18 • 19. 02. 18 – 25. 02. 18 (1 класс) – «Первоклассные каникулы» • 26. 03.18 – 1. 04. 18 • 1. 06. 18 - 30. 06. 18 – « Классное лето» 3. Итоговый (заключительный) этап (август).
|
Категория: БЛОГИ
|
Просмотров: 900 | Загрузок: 19
| Рейтинг: 0.0/0 |
|