| I. Пояснительная запискаОдним из важных средств методики воспитания на уроках изобразительного искусства является коллективное творческое дело. Методика не нова, но очень актуальна в современном мире, когда живое общение стало редким явлением, оно имеет вид смайликов, гиф и прочего. В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел», которая известна широким кругам педагогической общественности. Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общей поисковой работы, дает толчок и открывает развития личности.
 
 Основной отличительный признак коллективного творческого дела - это общая практическая значимость. Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. Каждый из этих видов обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.
 
 Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главные из них - развитие эстетической стороны жизни наших детей, приобщение к искусству, как составной части духовной культуры. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у обучающихся художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к искусству, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души и единое творческое мышление.
 
 Наиболее эффективны художественно-эстетические коллективные творческие дела, организация которых предусматривает следующие этапы: предварительно-поисковая работа, коллективное планирование выполнения работы, коллективная подготовка дела, проведение коллективного творческого дела, коллективное подведение итогов.
 
 II. Цели и задачи
 Данная методическая разработка предназначена для педагогов занимающихся декоративно-прикладным творчеством. Занятие было направлено на получение знаний о православном празднике Пасха, развитие навыков по составление композиции, приобщению работе в команде, созданию работ своими руками.
 
 Почему необходимо заниматься творчеством?
 ● Можно изготовить своими руками уникальное изделие, которое никогда не удастся приобрести в торговой сети;
 ● Без больших затрат возможно сделать отличный подарок;
 ● Изделия, изготовленные своими руками, могут быть использованы для интерьера жилища;
 ● Чтобы быть интересным для окружающих человеком, грамотным, эрудированным;
 ● Развивая руки – развиваем интеллект!
 ● Изделие, изготовленное руками человека, передает позитивную энергию.
 
 III. Основные этапы работы коллективного творческого дела «Пасхальное дерево»
 В своей методической работе я хочу поделиться основными этапами реализации «Коллективного творческого дела «Пасхальное дерево»:
 1 этап — включение в ДЕЛО (подготовка дерева, его окрас в белый цвет, укрепление в цветочный горшок), выполнялась педагогом. Сущность: организация отношения к ДЕЛУ, к процессу его подготовки. Приемы: постановка проблемных вопросов, необычность, загадочность, интрига. Срабатывает значимость информации в предвкушении положительных эмоций, ощущение предстоящей радости (подготовка дерева, его окрас в белый цвет, укрепление в цветочный горшок), выполнялась педагогом;
 
 2 этап — планирование (обговаривалось оформление нашего «Пасхального дерева», его композиционное решение, цветовое). Сущность: привлечение, включение всех. Эмоциональность — продолжение первого этапа увлеченности ДЕЛОМ. Срабатывают положительные эмоции от новизны, поощрения, поддержки, удовлетворяются социальные потребности в самоутверждении, выявляются лидеры, актив, «генераторы идей».
 
 3 этап — распределение поручений (каждый обучающийся занимался своим делом, кто-то изготавливал пасхальные яйца, кто- то заготавливал бантики и ленточки для украшения дерева). Сущность: приучение к взаимной ответственности, проекция индивидуальных способностей на деятельность.
 
 4 этап — контроль. Сущность: формирование нравственной привычки
 личной ответственности. Педагог — такой же участник ДЕЛА, как и все остальные. Главное — ненавязчивость и поощрение, усиление равенства, партнерства.
 
 5 этап — проведение ДЕЛА (украшение пасхального дерева разноцветными ленточкам и пасхальными яйцами выполненными обучающимися). Сущность: организация настроя на ДЕЛО у участников, темп проведения, массовость участия. Срабатывает эффект ожидаемого свершения, удовлетворения интереса познать, увидеть, услышать.
 
 6 этап — подведение итогов (по завершению работы мы выполнили серию фотографий на память, любовались совместно выполненной работой. Сущность: анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами. Срабатывает положительное эмоциональное подкрепление от предыдущего поведения, вывод опыта на осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие.
 
 
 |