«Литературная викторина по произведениям писателя А.С.Пушкина»
Айнетдинова Сория Исхаковна, воспитатель, СП «Детский сад№62» ГБОУ СОШ№4, г.о. Сызрань
Цель: Расширить кругозор и эрудицию детей. Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи:
- Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
- Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
- Формировать связную речь, обогащать словарь.
- Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
Категория участников. Дети старшей и подготовительной к школе групп.
Материалы и оборудование:
Портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; выставка книг к сказкам А. С. Пушкина; фишки - золотые петушки, рыбки; портрет А. С. Пушкина; шкатулка; яблоко; зеркальце, рыбка, белка, полу месяц, орех.
Предварительная работа: показ иллюстраций, презинтации по произведениям А.С.Пушкина;
Знакомство с писателем – краткая биография, рассматривание портрета. Оформление книжной выставки «Книги Пушкина», Дидактическая игра «Разрезные картинки» к сказкам; знакомство со сказками – чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о царе Салтане»,«Сказка о золотом петушке»;слушание в записи, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, драматизации, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, деление на команды, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми); подготовить призы; организовать выставку.
Форма проведения: может быть разная.
1. Командная. Необходимо разделить воспитанников на 2 команды и устроить интеллектуальное состязание. Для этого понадобятся иллюстрации по сказкам А.С. Пушкина. Также предметы позволяющие выполнить задания в ходе мероприятия.
2. индивидуальная. Задания выполняют капитаны.
Описание материала. Этот сценарий предназначен воспитателям для проведения литературной викторины в старших и подготовительных группах детского сада по творчеству великого писателя А.С. Пушкина. Воспитатели могут познакомить детей с биографией писателя, побудить детей вспомнить сказки писателя А.С. Пушкина.
Ход викторины:
- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу о сказках много интересного.
Сказки – это произведения большого искусства. Каждая сказка имеет зачин (начало). (Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…) И все сказки имеют своеобразные концовки. (Живут, поживают и добра наживают…, И я там был мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).
Сказки знают все. По крайней мере, несколько знает каждый из вас, сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? (Ответы детей). Кто сочиняет сказки (Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. А сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас. Хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников.
Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….»
- У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом .
Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А.С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А ее звали Арина Родионовна.
Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. 6 июня, мы с вами отмечали день рождение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (Показ портрета писателя.)
- Наша викторина посвящена творчеству великого русского поэта А.С.Пушкину - солнцу русской поэзии. Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру. Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей матери Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды. Он написал очень много стихов, поэм, сказок для детей. Очень много стихов он посвятил красоте русской поэзии.
И чтобы наша литературная викторина прошла, интересна мы разделимся на 2 команды. Команда «рыбки» и команда «петушки». За каждый правильный ответ команда получает фишку. И в конце нашей викторины мы узнаем, какая команда лучше знает сказки Пушкина.
Наша литературная викторина начинается.
Задание №1
Отгадайте, из каких сказок эти строки:
- Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто мёдом налилось!
Видно семечки насквозь. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
- Вот пошёл он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря. («Сказка о царе Салтане).
- Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
И к той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).
Обе команды справились с этим заданием хорошо. А теперь следующее задание.
Задание№2. Вы должны выбрать, рассмотреть иллюстрацию, назвать сказку и ответить на вопросы:
1) Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).
2) Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»).
3) В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой. Да, царь так и сказал сёстрам, а другая поварихой. « Сказка о царе Салтане»).
4) С чем пришёл невод в 1-й, 2-й и 3-й раз? (В 1-й – с тиной, во 2-й – с травой морской, в 3-й – с золотой рыбкой. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
5) У кого спрашивал королевич Елисей про царевну (у месяца, солнца, ветра.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6) Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса? ( 1-е: Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, а орешки непростые все скорлупки золотые; 2-е: В чешуе, как жар горя 33 богатыря; 3-е: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит). «Сказка о царе Салтане».
7) Князь Гвидон в сказке 3 раза превращался в насекомых. Назовите их? (В комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане»).
8) Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
9) Кто заклевал до смерти царя Дадона ? (золотой петушок)
10) В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки А.С. Пушкина? (Семи.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
11) Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? (В нос. «Сказка о царе Салтане»)
Разминка:
- А теперь давайте поиграем в игру «Море волнуется».
Следующее задание№3. Продолжи предложение сказки:
- Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его …одна. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой …землянке
Ровно тридцать лет и три …года. («Сказка о рыбаке и рыбке» )
-Три девицы под окном
Пряли поздно …вечерком.( «Сказка о царе Салтане» )
- Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом …государстве,
Жил-был славный царь …Дадон. («Сказка о золотом петушке»)
И последнее задание. Назовите из какой сказки предметы.
Задание № 4 «Угадай, что в шкатулке». В коробке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). Дети, отгадав вопрос, называют сказку, выбирают предмет из коробки). Вопрос 1: В шкатулке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая сказка? (Ответ: Яблоко, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)Вопрос 2: В шкатулке лежит предмет, который в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке? (Ответ: Зеркало, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)Задание №5 (участвуют капитаны) Игра «Сложи картинку» (из разрезанных картинок складывают общую картинку по сказкам Пушкина.
Чествование победителей. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили все сказки Пушкина. Пора подводить итоги.Ведущая:- И я объявляю конкурс рисунков на тему: «Мой любимый персонаж из сказки А. С. Пушкина», и мы устроим выставку этих рисунков, всех ждем на ней.
Ведущая:- Вот и закончился наша викторина, сколько замечательных стихов, сказок мы вспомнили сейчас, которые были написаны А.С. Пушкиным. Пришло время подведение итогов (подсчитывается у кого больше фишек).
Ведущая: - Надеюсь, вы будете часто читать и вспоминать, про такого замечательного русского поэта, как А.С. Пушкин.
До новых встреч!
|