Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: обобщить знания детей о песке и его свойствах, стимуляция эмоционального фона воспитанников с помощь песочной техники.
Образовательные задачи:
- формирование навыка экспериментирования с песком;
- обогащение тактильного опыта у воспитанников.
Развивающие задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре;
- развитие коммуникативных навыков, внимания и памяти.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Предварительная работа:
Исследовательская деятельность в песочнице, дидактические игры с песком, рисование геометрических фигур на песке. Аппликативные работы с разными видами песка.
Оборудование: песочница с игрушками, «Смайлики-солнышко», цветной песок, клей, кисточки, салфетки, лейки, палочки для рисования на песке, природный материал (листочки, ягодки, маленькие веточки), сундучок с мелкими игрушками, столы, стулья, ящички с песком, подносы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем:
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай,
День хороший начинай!
Воспитатель: Давайте улыбнемся гостям и друг другу. Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие по Песочной стране. Но в эту страну не легко добраться! Там много песка, которым можно играть, и из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: С нами в путь отправится Веселый смайлик. Он будет наблюдать, как вы будете играть с песком. Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по-нашему вели!
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Вот мы и в Песочной стране (дети подходят к песочнице). Посмотрите, ребята, что это?
Ответы детей: песок.
Воспитатель: правильно, это – настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним! Но прежде, чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры с песком:
- Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться!
- При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
- Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок – будет трудно дышать!
- После игры с песком – помой руки!
Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, сухой, холодный.
Воспитатель: Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края песочницы к центру и затем обратно.
Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали,
И в конце пути упали.
Воспитатель: Ребята, вспомните и назовите свойства песка. Песок – какой он?
Ответы детей:
- Сухой песок, сыпучий;
- Песок может двигаться;
- Мокрый песок, может принимать любую форму;
- Песок рыхлый;
- Песок хорошо пропускает воду.
Воспитатель: Правильно, ребята! Я предлагаю вам поиграть в игру «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идет медведь» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Мишка косолапый
по лесу идет
Топ, топ, топ
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики! Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» – ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке,
Очки вдруг потеряла,
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение.
У сороконожки заболели ножки,
Видишь по дорожке снятые сапожки?
Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы! Ребята, а сейчас я буду загадывать вам загадки. Возьмите в руки палочки для рисования и нарисуйте на песке отгадки.
Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах.
Физкультминутка: «Рыбки в озере плескались».
Рыбки в озере плескались
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: Ребята, Смайлик все это время наблюдал за вами, как вы дружно и аккуратно играете с песком, и предлагает вам заглянуть в нашу творческую мастерскую.
В нашей мастерской ждут художников, которые смогут с помощью цветного песка нарисовать картину. Это необычное искусство называется пескография (дети, желающие рисовать песком, приступают к заданию).
Воспитатель: А кто хочет с помощью песка и игрушек сочинить сказку? (в ящиках насыпан песок, дети с помощью игрушек сочиняют сказку).
Звонит телефон.
Воспитатель: Алло! Это кто? Кукла Таня! Дети, Таня просит помощи! К ней должны прийти гости, она не успевает приготовить торт!
Не расстраивайся, Таня, сейчас наши дети тебе помогут.
Ребята, а для того, чтобы у вас получились тортики, пирожные, что нужно сделать с песком? Правильно, его нужно увлажнить.
Воспитатель из лейки поливает песок.
Воспитатель: А теперь можно лепить угощение.
Воспитатель: Ребята, а песок еще используется в строительстве. Ну-ка, кто у нас хочет стать строителем, строить дома, тоннели, улицы, замки? (ответы детей). Вот вам машины, которые будут вам помогать. Беритесь за дело смело!
Дети подгруппами играют с песком.
Воспитатель: Дети, пока вы играли, мне принесли сундучок. Ну-ка, отгадайте, что в сундучке? (в сундучке насыпан песок, дети наощупь отгадывают, какие предметы находятся в песке: камень, ракушки, матрешка, самолет, черепаха и т.д.).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как интересно играли с песком! Но мы должны выполнить последнее правило: «После игры с песком – помой руки!» Проходите к лейке (дети подходят, моют руки).
Воспитатель: Ребята, а сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Песчинки».
Вокруг себя повернись и в песчинки превратись!
Воспитатель: Вот как много у нас песка! Весь песок сухой, он сыпучий.
Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись вверх и закружились, полетели. Дети кружатся. Ветер притих, пошел мелкий дождик, песчинки осторожно опустились на землю.
Воспитатель: Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам, в детский сад. Становитесь в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по-нашему вели!
Рефлексия:
- В какой стране мы с вами сегодня побывали?
- Чем вам запомнилась эта страна?
- Чем мы занимались в этой стране?
- Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
- Ребята, вам понравилось играть с песком?
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета. Если вам сегодня на занятии понравилось и у вас все получилось, то возьмите зеленый смайлик, а если вам не понравилось и было трудно, то возьмите желтый смайлик (дети берут смайлики).
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за работу на занятии!
|