Со-бытийный подход – продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, можно обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в ГОС ДО.
Универсальные учебные действия - личночтные и метапредметные результаты освоения основной программы, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного а активного получения нового социального опыта
Цель данного со-бытия - развитие ЛИЧНОСТНЫХ универсальные учебные действия - умение сформировать внутренюю позицию (познавательный мотив).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия – умение организовывать собственную деятельность (целеполагание, планирование, котроль, саморегулиция).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия - умение ставить перед собой задачи, и решать их (дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, развитие памяти и сенсомоторной координации).
КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия - умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (социальная компетентность).
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».
Конспект образовательного со-бытия «Лаборатория чудес»
для детей подготовительной группы
Тема: «Вода. Свойства жидкости».
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма ОД: образовательное со-бытие по исследовательской деятельности детей «Лаборатория чудес».
Формы организации: подгрупповая.
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Закрепление навыков рисования в технике «Эбру»
Образовательные задачи:
познакомить с новым свойством жидкости - плотность (жирность молока);
формировать умения
- сравнивать свойства жидкости;
- самостоятельно делать схематичную зарисовку опыта;
- анализировать и обобщать увиденное;
- выявлять причинно-следственные связи;
- делать выводы;
обогатить словарный запас детей путём систематизации знаний о свойствах жидкостей;
упражнять в составлении предложений;
обобщить и конкретизировать знания о свойствах воды и молока;
закрепить
- знания о круговороте воды в природе;
- правила техники безопасности при проведении опытов;
- умение работать сообщав паре/микрогруппе;
осуществлять дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.
Развивающие задачи:
развивать
- самостоятельность у детей в процессе проведения опытов, познавательный интерес, наблюдательность, память, любознательность, инициативность, логическое мышление, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- мелкую моторику пальцев;
- связную описательную речь;
- умение последовательно излагать свои мысли, отвечая полным развёрнутым предложением;
- воображение, желание экспериментировать.
поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
Воспитательные задачи:
воспитывать
- партнёрские отношения, желание договариваться, слушать и учитывать мнение товарища;
способствовать формированию личностных качеств воспитанников.
Методы и приемы.
Наглядные.
Метод наблюдения: показ образца.
Информативно – рецептивный метод: рассматривание.
Метод демонстрации: показ способа действия, демонстрация презентации.
Репродуктивный метод: установление состояния объекта по отдельным признакам.
Словесные: объяснение, беседа, рассказ.
Методы повышения познавательной активности:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
- Сравнение.
- Метод вопросов.
- Метод повторения.
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игровые и воображаемые ситуации.
- Использование художественного слова.
- Сюрпризный момент.
- Элементы творчества и новизны.
Методы обучения и развития творчества:
- Эмоциональная насыщенность окружения.
- Мотивирование детской деятельности.
- Проблемные ситуации и задачи.
- Неясные знания (догадки).
- Предположения (гипотезы).
Практические: планирование выполнений заданий, постановка задания, анализ результатов опыта, оперативное стимулирование, контроль и регулирование.
Исследовательский метод: экспериментирование, проявление самостоятельности в процессе рисования в технике «Эбру»
Эвристический метод: проявление самостоятельности в процессе рисования в технике «Эбру»
Словарная работа: опыт, жидкость, газообразный, раствор, безвкусный, молекулы, круговорот воды в природе, эксперимент.
Материалы и оборудование:
Пластиковые стаканчики, 2 пластиковые тарелки, ёмкости для рисования, краски 4 основных цветов, белая бумага, пипетки, салфетки, колокольчик, ленты белого и голубого цвета (по 5 шт.), деревянные палочки, стаканчики с карандашами, книжки-малышки для фиксации опытов, 2 гимнастических обруча.
Ноутбук, проектор, проекционный экран.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды.
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
- Чтение сказки «Путешествие Капельки».
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов».
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
- Знакомство с круговоротом воды в природе.
- Наблюдение за свойствами воды (февраль).
- Наблюдение за снегом, льдом, водой во время прогулок на участке.
- Проведение дидактических игр тематической направленности.
Подготовка воспитателя: создание развивающей среды, составление конспекта
Организационный момент.
Дети заходят в зал, подходят к проекционному экрану.
Воспитатель: ребята, сегодня из космоса с нами выходит на видеосвязь наш друг Незнайка.
На экране проектора появляется Незнайка, и обращается к детям
Незнайка: «Здравствуйте, ребята. Я отправился в космическую регату, и, путешествуя по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Ребята, а можете объяснить, почему из космоса наша планета синего цвета? (Пояснения детей.) А что вы знаете о воде? (Пояснения детей). Спасибо ребята! Я надеюсь, что у вас получиться переслать эту интересную информацию космической почтой, чтобы я смог также подробно рассказать всё, что узнал о воде свои друзьям-инопланетянам».
I часть: вводная.
Воспитатель: ну что, ребята? Как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке? А как?
Возможные варианты ответов: мы изучали свойства воды, проводили опыты, схематично зарисовывали наши. Мы их можем отдать Незнайке, и он познакомит инопланетян со свойствами воды
Воспитатель: всё верно. Мы зафиксировали все наши наблюдения в виде схем, а сегодня мы оформим наши книжки-малышки, и отправим их Незнайке, чтобы он передал их инопланетянами. Их них они смогут узнать, что такое вода, и какими свойствами она обладает.
Воспитатель: а какие свойства воды вы перечислить? Какая она?
Возможные варианты ответов: вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
II часть: практическая (опытно-экспериментальная)
Воспитатель: и мы убедились в этом, в нашей мини-лаборатории, где проводили исследования. Давайте вспомним, что такое лаборатория?
Возможные варианты ответов: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: но прежде, чем отправиться туда вновь, давайте вспомним, какие опыты с водой мы с вами уже проводили. Обратите внимание на экран.
Слайд-шоу «Наши опыты с водой». Закрепление, полученных ранее знаний.
Воспитатель: А сейчас для вас – гимнастика для глаз. Внимание на экран!
Анимированная презентация «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: о чём рассказал нам лягушонок Квак? (ответы детей). Правильно, Квак рассказал о круговороте воды в природе. А я вновь приглашаю вас в мини-лабораторию. Давайте сегодня мы с вами вновь превратимся в маленьких ученных, и провести ещё один очень занимательный эксперимент. Но, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в лаборатории:
Возможные варианты ответов: не шуметь – этим мы мешаем другим, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение или эксперимент, сделать вывод и т.п.
Воспитатель: сегодня мы будем работать в парах, поэтому выполняем задания по очереди, договариваемся друг с другом. А сейчас послушайте загадки.
Белая водица, всем нам пригодится.
Из водицы белой, все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу.
Ешь, пей, гостям налей и коту не пожалей.
Следующая загадка.
В морях и океанах обитает, но часто по небу летает.
Воспитатель: кто догадался, что мы сегодня будем делать? Правильно, сегодня мы будем проводить эксперимент с молоком и водой, сравнивать их свойства, делать выводы и схематично зарисовывать опыт. Надевайте халаты и занимайте свои рабочие места.
Опыт Свойства жидкостей. Цель. Выяснить свойства жидкостей/вода, молоко/.
Воспитатель.
|
Дети
|
Что такое вода? Что такое молоко? Сейчас мы проверим, так ли это?
|
|
Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая?
|
жидкая
|
Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? Значит оно какое?
|
оно тоже льется
|
Значит можно сделать вывод, что и молоко, и вода какие…….?
|
жидкие
|
Свойство – вода растворитель
|
Налейте воды в тарелку (1 пара), и молоко- (2 пара). Капните немного краски в тарелку.
|
В воде краситель растворяется быстро, а в молоке - медленно.
|
Что происходит? Как вы думаете?
|
ответы детей
|
Это происходит потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода. Молекулы - маленькие невидимые частицы жидкости. Посмотрите на слайд, и вы увидите, как отличаются вода и молоко под микроскопом.
|
|
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
|
Вывод. Краска в молоке растворяется медленно, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро.
|
Воспитатель: я предлагаю вам зафиксировать результаты опыта. Дети отмечают результаты опыта в книжках-малышках
Физминутка «Молекулы»
Воспитатель: и вода, и молоко состоят из молекул. Представьте на минуту, что вы – молекулы, маленькие частицы, которые видны только под микроскопом. Возьмете ленты. Дети берут по ленты голубого и белого цвета.
Воспитатель: ребята с лентами голубого цвета – молекулы воды, а белого – молекулы молока. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, а молекулы молока – в свой. (2-3 раза)
Воспитатель: что такое молекулы? Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости. Наши книжки малышки готовы. Но вот беда, у них нет красивых обложек. Как быть? (предложения детей). Правильно ребята! А поможет их красиво оформить стакан молока и красок. Используя свойства молока, мы сегодня покажем нашим гостям, как можно рисовать на бумаге без кисточек настоящие шедевры и познакомим с рисованием в технике «Эбру».
Давайте подойдём к столам. На них уже стоят ёмкости с молоком и красками в баночках, пипетки, палочки и бумага для рисования. Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые обложки, которыми мы оформим наши книжки-мылышки.
Руководство воспитателя деятельностью детей:
-
с помощью пипетки аккуратно набирайте краску, капайте в молоко;
- не бойтесь смешивать цвета, но только делайте это не спеша;
- вы может взять палочки для рисования, и создать узоры для обложки;
- осторожно опустите лист бумаги в воду, подождите несколько секунд;
- аккуратно палочкой приподнимите край, возьмите двумя руками и, прижимая бумагу к краю ёмкости, чтобы стекла лишняя вода, потяните на себя;
- кладите готовые рисунки для высыхания на столы.
Итог.
Воспитатель: ребята! Наши опыты закончены, и мы можем снять халаты. Какие опыты мы сегодня провели? Что нового узнали? А чем мы сегодня удивили гостей? (Ответы детей).
Воспитатель: ну вот, наши обложки высохли, и сейчас мы украсим ими наши книжки. Книжки-малышки готовы, и космической почтой мы отправим их Незнайке на Луну.
Воспитатель кладёт книжки в большой конверт.
Но одну из них мы оставим в нашем лэпбуке «Волшебница-вода», который сегодня благодаря вам мы наполнили полностью. А сейчас я предлагаю вам подойти к нашей Капельке – символу ВОДЫ, и прочитать от её имени обращение для наших гостей.
|