Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Конспект Непосредственно образовательной деятельности (технология продуктивного чтения-слушания). «Каждая птица вьёт для себя особое гнездо»

05.05.2020, 20:53
Працкая Ольга Владимировна
Воспитатель
Автор и название произведения: В.Бианки «Лесные домишки»
Цель: пополнение литературного багажа детей природоведческими рассказами.
Задачи:
Обучающие: продолжать учить понимать главную мысль рассказа; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить слышать вопросы и задания воспитателя.
Развивающие: развивать связную речь; умение правильно отвечать на поставленные вопросы (полный развернутый ответ); умение выслушать сверстника.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-образное восприятие текста; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Материалы и оборудование: Ноутбук, разрезные картинки «Дома животных», презентация «Кто где живёт», картинки птиц из рассказа, Презентация «Птицы и их жилища», карточки для задания.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята, давайте сделаем круг. Послушайте небольшое стихотворение:
– Добрый день!- тебе сказали
– Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся!
Дети стоят в кругу, берутся за руки. После последних слов поворачиваются друг к другу и улыбаются.
Сюрпризный момент.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня для вас приготовила игру, называется «Разрезные картинки», а что на них получится, вы узнаете, когда их соберёте. Возьмите по одной части от картинки, с обратной стороны есть цифра, так вы разобьётесь на команды.
(Задание из разрезных картинок, с изображением дома, где живут дикие животные)
Воспитатель:
-Смотрю, вы справились с заданием, давайте проверим, что же у вас получилось.
-Команда с цифрой 1, что у вас за картинка? (дупло)
-Кто же живёт в дупле? (белка)
-Давайте посмотрим на ноутбук, на экране дупло проверим, появится возле дупла белка или нет.
-Молодцы, справилась первая команда.
-Теперь проверим, что изображено у команды под номером 2, что изображено на картинке? (берлога)
-Кто живёт в берлоге? (медведь)
-Давайте проверим на ноутбук, появится возле берлоги медведь или нет.
-Молодцы, справилась вторая команда.
-Теперь проверим, что изображено у команды под номером 3, что изображено на картинке? (берлога)
-Кто живёт в берлоге? (медведь)
-Давайте проверим на ноутбук, появится возле берлоги медведь или нет.
-Молодцы, справилась первая команда.
-Теперь проверим, что изображено у команды под номером 4, что изображено на картинке? (логово)
-Кто живёт в логове? (волк)
-Давайте проверим на ноутбук, появится возле логова волк или нет.
-Молодцы, справилась четвёртая команда.
-Теперь проверим, что изображено у команды под номером 5, что изображено на картинке? (гнездо)
-Кто живёт в гнезде? (птицы)
- Проверим на ноутбуке, появится возле гнезда птица или нет.
- Молодцы, справилась пятая команда.
-А как вы думаете, все ли птицы живут в гнездах? (предположения детей)
-Скажите, а где, от куда мы можем узнать, все ли птицы живут в гнёздах? (предположения детей)
- Я знаю один рассказа В. Бианки «Лесные домишки», может в нём рассказывается о птицах и о том, где они живут. Давайте я вам его прочитаю.
-Прежде чем я начну читать рассказ, давайте ребята вспомним, чем отличается рассказ от сказки?
-А какие еще произведения В. Бианки мы уже читали?
-Молодцы!
- Занимайте места, садитесь удобнее, и послушайте рассказ.
«Лесные домишки»
Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. (Ребята, а как вы думаете почему их так называют – береговушки?) Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки. (Даже птички играют в пятнашки)
Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было — от всех увертывается.
Погонится за ней пятнашка (Это водящий так называется), а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают. (И правда очень проворная ласточка)
Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок-Сокол мчится (Птица так называется, самый главный враг ласточек). Острые изогнутые крылья так и свистят.
Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая.
А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро!
Очень уж страшная пятнашка Чеглок-Сокол.
Летела, летела Береговушка — из сил выбилась.
Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Только не своя — чужая какая-то.
Испугалась Береговушка. (Ребята, а вы бы, если бы были на месте ласточки, испугались или нет, когда оказались бы в чужом месте?)
Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха?
А уж вечер был — ночь скоро. Как тут быть?
Жутко стало маленькой Береговушке.
Полетела она вниз, села на берегу и горько заплакала. (Жалко Береговушку)
Вдруг видит: бежит мимо нее по песку желтая птичка с черным галстуком на шее.
Береговушка обрадовалась, спрашивает у желтой птички:
— Скажите, пожалуйста, как мне домой попасть?
— А ты чья? — спрашивает желтая птичка у Береговушки.
— Не знаю, — отвечает Береговушка.
— Трудно же будет тебе свой дом разыскать! — говорит желтая птичка. — Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся-ка лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуек. (Это птица такая, показ картинки) А дом у меня вот тут — рядом.
Зуек пробежал несколько шагов и показал клювом на песок. Потом закланялся, закачался на тоненьких ножках и говорит:
— Вот он, мой дом. Заходи!
Взглянула Береговушка — кругом песок да галька, а дома никакого нет.
— Неужели не видишь? — удивился Зуек. — Вот сюда гляди, где между камешками яйца лежат.
Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки. (Это камни. Оказывается у птички Зуёк, гнездо находится прями на гальке, а не на дереве)
— Ну, что же ты? — спрашивает Зуек. — Разве тебе не нравится мой дом?
Береговушка не знает, что и сказать: скажешь, что дома у него нет, еще хозяин обидится. Вот она ему и говорит:
— Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстилочки.
— Жаль, что не привыкла! — говорит Зуек. — Тогда лети-ка вон в тот еловый лесок. Спроси там голубя, по имени Витютень. (Вот эта птичка) Дом у него с полом. У него и ночуй.
— Вот спасибо! — обрадовалась Береговушка.
И полетела в еловый лесок.
Там она скоро отыскала лесного голубя Витютня и попросилась к нему ночевать.
— Ночуй, если тебе моя хата нравится, — говорит Витютень.
А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот, как решето, — весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол.
Удивилась Береговушка.
— У вашего дома, — говорит она Витютню, — один пол, даже стен нет. Как же в нем спать? (Не понравился Береговушке дом Витютня, домик просто состоял из веток)
— Что же, — говорит Витютень, — если тебе нужен дом со стенами, лети, разыщи Иволгу. У нее тебе понравится. (Вот она на картинке)
И Витютень сказал Береговушке адрес Иволги: в роще, на самой красивой березе.
Полетела Береговушка в рощу.
А в роще березы одна другой красивее. Искала, искала Иволгин дом и вот наконец увидела: висит на березовой ветке крошечный легкий домик. Такой уютный домик, и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.
«Какой же у Иволги домик маленький! — подумала Береговушка. — Даже мне в нем не поместиться».
Только она хотела постучаться, — вдруг из серого домика вылетели осы.
Закружились, зажужжали — сейчас ужалят!(Оказывается птичка просто перепутала)
Испугалась Береговушка и скорей улетела прочь.
Мчится среди зеленой листвы.
Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.
Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.
— Куда ты спешишь, маленькая? — кричит золотая птица Береговушке.
— Иволгин дом ищу, — отвечает Береговушка.
— Иволга — это я, — говорит золотая птица. — А дом мой вот здесь, на этой красивой березе.
Береговушка остановилась и посмотрела, куда Иволга ей показывает.
Сперва она ничего различить не могла: все только зеленые листья да белые березовые ветви. А когда всмотрелась, — так и ахнула.
Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.
И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.
— Ух! — говорит Береговушка Иволге. — Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! (Зыбкая – это значит не устойчивая) Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует. Да и крыши у вас нет. (Опять не понравился домик Береговушке)
— Ступай к Пеночке! — обиженно говорит ей золотая Иволга. (Ребята, а вы обиделись бы, ели кто то сказал, что не нравится ваш дом?)— Если ты боишься на чистом воздухе спать, так тебе, верно, понравится у нее в шалаше под крышей.
Полетела Береговушка к Пеночке. (Посмотрите на картинку)
Желтая маленькая Пеночка жила в траве как раз под той самой березой, где висела Иволгина воздушная колыбелька.
Береговушке очень понравился ее шалашик из сухой травы и мха.
«Вот славно-то! — радовалась она. — Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких перышек! Совсем как у нас дома!» (Первый домик, который понравился Береговушке)
Ласковая Пеночка стала Береговушку укладывать спать. Вдруг земля под ними задрожала, загудела.
Береговушка встрепенулась, прислушивается, а Пеночка ей говорит:
— Это кони в рощу скачут.
— А выдержит ваша крыша, — спрашивает Береговушка, — если конь на нее копытом ступит?
Пеночка только головой покачала печально и ничего ей на это не ответила.
— Ох, как страшно тут! — сказала Береговушка и вмиг выпорхнула из шалаша. — Тут я всю ночь глаз не сомкну: все буду думать, что меня раздавят. (И правда ребята, птичек могли просто затоптать) У нас дома спокойно: там никто на тебя не наступит и на землю не сбросит.
— Так, верно, у тебя такой дом, как у Чомги, — догадалась Пеночка. — У нее дом не на дереве — ветер его не сдует, да и не на земле — никто не раздавит. Хочешь, провожу тебя туда?
— Хочу, — говорит Береговушка.
Полетели они к Чомге. (Посмотрите на Чомгу, какое интересное название птички)
Прилетели на озеро и видят: посреди воды на тростниковом островке сидит большеголовая птица. На голове у птицы перья торчком стоят, словно рожки.
Тут Пеночка с Береговушкой простилась и наказала ей к этой рогатой птице ночевать попроситься.
Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, плавучий. Плывет по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи — ямка, а дно ямки мягкой болотной травой устлано. На траве лежат Чомгины яйца, прикрытые легкими сухими тростиночками. (Какое интересное жилище у этой птицы)
А сама Чомга рогатая сидит на островке с краешка, разъезжает на своем суденышке по всему озеру.
Береговушка рассказала Чомге, как она искала и не могла найти себе ночлега, и попросилась ночевать.
— А ты не боишься спать на волнах? — спрашивает ее Чомга.
— А разве ваш дом не пристанет на ночь к берегу?
— Мой дом — не пароход, — говорит Чомга. — Куда ветер гонит его, туда он и плывет. Так и будем всю ночь на волнах качаться. (Ребята, а вы раньше слышали о таком доме у птиц?)
— Боюсь… — прошептала Береговушка. — Домой хочу, к маме…
Чомга рассердилась.
— Вот, — говорит, — какая привередливая! Никак на тебя не угодишь! Лети-ка, поищи сама себе дом, какой нравится.
Прогнала Чомга Береговушку, та и полетела.
Летит и плачет без слез: слезами птицы не умеют плакать. (Не может Береговушка найти себе дом на ночлег)
А уж ночь наступает: солнце зашло, темнеет.
Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку, выстроен дом.
Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит теплый, мягкий.
«Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей».
Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!
А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с желтыми зубами. Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом? (Ребята, что же это за дом оказался?)
Обмерла Береговушка, — сердце камнем упало. Отшатнулась, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки наутек! (Стремглав – это значит очень быстро)
Летела-летела — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место знакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Своя река, родная! (Не уже ли это родные места Береговушки?)
Стрелой бросилась вниз к речке, а оттуда — вверх, под самый обрыв крутого берега.
И пропала.
А в обрыве — дырки, дырки, дырки. Это все ласточкины норки. В одну из них и юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору.
Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату.
Тут уже давно ждала ее мама. (Вот наконец то дома Береговушка)
Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…
Покойной ночи!
Воспитатель:
-Давайте мы с вами на минутку превратимся в ласточек и отдохнём.
Физкультминутка: «Ласточка»
Ласточки летели (дети бегут по кругу имитируя полёт птиц)
Все люди глядели.
Ласточки садились (дети приседают, руки за спиной, как бы складывают крылья)
Все люди дивились.
Сели посидели.
Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивают руками)
Полетели, полетели.
Песенки запели.
Беседа после чтения:
Воспитатель:
- Ребята расскажите, как потерялась ласточка Береговушка?
- С какой первой птицей познакомилась ласточка на пути к дому? (Зуёк)
- Где живет Зуек? (в камнях).
- А с каким лесным голубем была встреча? (Вьютень)
-Какой домик у лесного голубя Вытютня? (Прутики на ветках накиданы, как попало)
-Понравился ли он Береговушке? (Нет)
-А почему не понравился?(Один пол, и тот как решето)
- А кто жил в маленьком доме похожем на розу?(Осы).
- С какой следующей птичкой познакомилась Береговушка? (Иволга)
- На что похож домик Иволги (На плетеную корзину).
-Почему домик Иволги не понравился Береговушке?(Потому что качается, и напоминал зыбкую постройку).
-К какой птице дальше отправили Береговушку? ( Пеночке)
- Где жила Пеночка? (в шалашике в траве).
-Понравился домик Береговушке? (Нет)
- А почему? (Могли затоптать кони)
-Куда же дальше отправилась Береговушка? (Чёмге)
- Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке).
-Осталась ли ночевать Береговушка у Чёмги? (Нет)
- А почему? (Не захотела спать на волнах)
- Ребята, нашла ли ласточка свой домик? (Да)
-А где же ее домик находится? (Под самым обрывом крутого берега)
Рефлексия.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Какой мы рассказ читали сегодня?
-Кто его написал?
- Понравилось ли вам произведение?
- А чей домик вам понравился?
-А чей домик был самым удивительным?
-Ребята, ответь те мне на вопрос, все ли птицы живут в гнёздах?

-Ребята я подготовила для вас задание, на листочках вы видите птиц и их жилища, но они все перепутаны, ваша задача соединить от птички к её домику.
-Молодцы. Отлично справились с заданием.


Категория: БЛОГИ
Просмотров: 456 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: