Задания урока направлены на отработку навыка чтения, умения анализа и интерпретации прочитанного материала, развитие орфографического и орфоэпического навыков.
Тема урока: В. Сутеев «Капризная кошка».
Письменные буквы М, м.
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В. Сутеева, учить определению жанра и темы художественного произведения, совершенствовать навыки анализа, работать над лексическим значением слов; закрепить умение подбирать слова к заданной схеме, упражнять в звукобуквенном анализе слов; отрабатывать навыки написания слов с заданной буквой, дать первичное понятие о роде имен существительных; воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание; развивать навыки осознанного, беглого чтения; самооценку, творческие способности учащихся.
Оборудование: реквизиты для инсценирования, иллюстрации к произведению, модели звукового анализа слов домик, дым, индивидуальные карточки, таблица с указанием названия произведения, автора; набор для моделирования обложки, сигнальные карточки, образцы букв и соединений.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мне понадобится ваша помощь. Чему-то научу вас я, а чему-то вы меня. Итак, помогите мне, пожалуйста, озвучить тему урока.
2. Повторение знаний о творчестве В. Сутеева.
-Посмотрите на иллюстрации на доске. К каким произведением подобраны эти иллюстрации? (« Елка», «Три котенка», «Яблоко», «Под грибом»)
-Кто автор этих произведений? (Владимир Сутеев). Итак, автора нового произведения мы уже опредилили.(Вывешиваю табло указанием автора)
-К какому жанру литературы относятся прочитанные произведения? (К жанру- сказка). Скажите мне, пожалуйста, вы догадались произведение какого жанра мы будем читать? (Мы будем читать сказку.)
-Какой значок мы используем при моделировании, чтобы обозначить данный жанр? (Круг. Вывешиваю белый круг.)
-О ком пишет в своих сказках В. Сутеев? (Сутеев пишет о животных.)
-Какого цвета должен быть значок, если это сказка о животных?
(Желтого цвета.)
-Озвучьте, пожалуйста, то, что мы уже знаем о новой теме. (Мы познакомимся со сказкой о животных, которую написал Владимир Сутеев.)
-Молодцы! А о каком животном новая сказка вы узнаете, прослушав выступления ребят.
3. Сообщения учащихся о кошках.
-Первые кошачьи ходили по нашей планете еще двести тысяч лет назад. Это были древние львы, саблезубые тигры, барсы.
-Кошку приручили древние египтяне. Их брали в морские путешествия, так как заметили, что кошки хорошие мышеловы. До сих пор кошку в Египте считают священным животным.
-У каждой кошки свой своеобразный характер. Есть кошки добрые, ласковые, а есть ревнивые, своенравные, даже капризные.
-Ребята, о каком животном наша сказка? (О кошке.) Совершенно верно, но не о простой кошке, а о капризной. (Вывешиваю название произведения).
4.Работа над новым материалом.
-Кто из вас, ребята, поможет мне назвать тему урока? (Дети озвучивают тему урока, опираясь на известные сведения.)
1) инсценирование сказки;
(Во время инсценирования на доску вывешиваются иллюстрации,соответствующие последовательности развития сюжета.)
2) работа по вопросам после первичного восприятия текста;
-Назовите героев сказки. О чем беседовали девочка и кошка? Понравился ли кошке домик, нарисованный девочкой?
-Физкультминутка «Хомка».
-Так как сказка у нас о животных, то и разминка тоже будет о маленьком зверьке- хомяке.
Хомка, хомка, хомячок-
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шейку моет, спинку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать.
3) вторичное восприятие текста;
-Молодцы, ребята, вот вы и отдохнули. А сейчас мы прочитаем нашу новую сказку.(Ребята читают вслух по абзацам, в зависимости от уровня подготовки).
4) работа над характеристикой героев;
(Дети читают новые слова на доске и объясняют их лексическое значение.)
добрая капризная
привередливая отзывчивая
-Посмотрите внимательно на карточки, расположенные перед вами. Соедините рисунок(девочку или кошку) с теми словами, которые характеризуют этих героев.
-Прочитайте какие черты характера, по вашему мнению, присущи девочке. (Добрая, отзывчивая.) А какой изображена кошка в сказке? (Капризной, привередливой.)
-Поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки зеленого цвета те, кто выполнил задание верно. Молодцы, все справились.
5)постановка проблемной задачи;
-Правильно ли поступила кошка? Как бы вы поступили на ее месте? А что могла бы сделать девочка, чтобы избежать ссоры? (Ответы детей.)
6)выборочное чтение;
-Посмотрите внимательно на вторую иллюстрацию к произведению. Найдите во 2 части сказки предложение, отражающее нарисованное на рисунке.
(Дети читают: И девочка нарисовала как из трубы домика идет дым.)
-Назовите, пожалуйста, в этом предложении слова, начинающиеся с одного и того же звука. ( Это слова «домик» и «домик».)
-С какого звука они начинаются? (С парного звонкого звука д .)
-Почему вы не указали слово «девочка»? (В слове «девочка» звук д .)
7) подбор слов к заданной схеме;
-Какое из названных вами слов подходит к схеме ?
(Подходит слово «домик».)
-Почему к схеме не подходит слово «дым»? (Ответы детей.)
-Физкультминутка.
5. Знакомство с курсивными буквами М, м.
a. выделение заданного звука в словах;
-Назовите в этих словах твердый и мягкий согласные звуки, которые на письме обозначаются одной буквой.
(Звук м в слове «дым» и звук м в слове «домик» обозначаются на письме буквой м.)
b. рассматривание и сравнение букв;
-Сегодня мы с вами будем знакомиться с написанием письменных букв М, м. Чем изучаемая буква отличается от ранее изученных? (Это буква согласного звука.)
3) написание элементов букв М, м;
-Из каких элементов состоит буква м? Буква М? (Ответы детей.)
-С какими изученными буквами схожа в написании строчная буква м, заглавная буква М?
4) комментированное написание элементов букв с указанием точки начала начертания и направления движения ручки;
5) чтение и запись слов «мама», «мимо»(с комментированием);
-Какое из этих слов произносится не так, как пишется? (Слово «мимо». Слышим «мима», а пишем «мимо».)
-Совершенно верно. Написание этого слова нужно запомнить.
- Пальчиковая гимнастика.
Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко.
6) письмо слов в соответствии с заданными моделями;
-Рассмотрите, пожалуйста, модели слов на стр. 25 и подберите к ним соответствующие слова(мои, мое, моя)
(Дети подбирают мое пальто.)
-Почему вы выбрали из предложенных слов именно это слово? (Оно подходит по смыслу: нельзя сказать моя пальто.)
-Но ведь количество звуков в схеме и букв в этом слове не совпадает: звуков-4, а букв-3. Значит ваш выбор неверен?
(Все верно. Буква е –йотированная и после гласного звука обозначает звуки й и о .)
-А в каком еще слове есть йотированная гласная? (В слове моя.)
-Допишите, пожалуйста, в словосочетаниях слова «мои» и «моя». (Дети выполняют работу, выделяя соединительный штрих зеленой ручкой.) Объясните свой выбор. (Ответы детей с опорой на схему и смысл полученных словосочетаний.)
7) преобразование печатного текста в письменный;
-Прочитайте словосочетание на стр. 25. (имя мамы)
-Из скольки слов состоит словосочетание? Назовите первое слово; второе слово.
-Спишите словосочетание письменными буквами. (1 ученик работает у доски.)
8) дописывание словосочетания;
-На предпоследней строке допишите, пожалуйста, имя своей мамы. (Повторение правописания имен собственных.) Кому требуется моя помощь, поднимите ручки. (Дети записывают имена.)
-Прочитайте полученные словосочетания.
9) беседа об отношении к маме;
-Ребята, а что вы можете рассказать нам о своей маме? (Дети составляют по одному предложению.)
-Как нужно относиться к маме? (Ответы детей.)
-А у всех ли получается быть послушным, ласковым, нежным? (Ответы детей.)
-Молодцы, ребята!
6. Итог урока.
-Чем занимались на уроке?
-Чему научились?
-Что понравилось?
|