Известно, что количество неговорящих детей с каждым годом возрастает. Дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Учителя-логопеды испытывают значительные трудности не только при определении характера, степени нарушения, но и при выборе путей коррекционного воздействия.
Специалистам известно, что к неговорящим детям мы относим тех детей, которые по состоянию своего возраста должны говорить, а они либо молчат, либо говорят очень невнятно, то есть уровень речи, которым владеют дети - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова - не могут служить средством для полноценного общения. Либо перед нами такой ребёнок, который имеет такое речевое развитие и такое состоянии интеллекта, при котором ребёнок вряд ли хорошо заговорит.
Поэтому группа неговорящих детей неоднородна и включает в себя: - детей с моторной и сенсорной алалией; - детей с различными задержками психоречевого развития; - детей с ранним детским аутизмом; - детей с интеллектуальной недостаточностью; - детей с нарушением слуха. Для этих детей свойственно: - отсутствие мотивации к речевой деятельности, - неумение ориентироваться в ситуации, - недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, - несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, - разлаженность поведения, - негибкость в контактах, - повышенная эмоциональная истощаемость. Все вышеперечисленные особенности мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. В связи с этим следует отметить, что на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. На протяжении всей коррекционной работы с неговорящими детьми красной нитью проходит использование игровой деятельности, как ведущего вида деятельности дошкольников. Все занятия проводятся в игровой форме.
Полная информация во вложении.
|