Главная » Методическая копилка » Технология » Мастер-классы


Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов дополни

СКАЧАТЬ (207.0 Kb) 26.09.2021, 09:48
Кузьмин Сергей Юрьевич
воспитатель
Методическое пособие по

Художественной резьбе по дереву

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для педагогов дополнительного образования

Автор составитель: Кузьмин С.Ю.

Введение

Основные учебно-воспитательные задачи курса. Развитие эстетического вкуса, формирование духовной культуры и потребности в общении с искусством, воспитание внимательного бережливого отношения к живой природе, окружающему миру; Общее развитие ребенка через мелкую моторику мышц руки; развитие художественно-творческих способностей и склонностей учащегося, их фантазии, художественно-образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы; профориентация школьников; воспитание правильной организации труда.

Народные промыслы не рождаются в один день. Многие десятилетия, а то и столетия нужны, чтобы промысел «встал на ноги», приобрел собственное имя, мастеров, признание. Так рождались Палех и Хохлома, Богородская игрушка и Кудринская резьба. Художественная резьба по дереву доступна большинству людей, поэтому она достаточно легко может быть внедрена в школьную программу. Сегодня очень немногие виды прикладного искусства могут изучаться в школе. К примеру, чеканка по металлу, Палех, Жостово, Хохлома, требуют большого количества материалов, приспособлений и химикатов для обработки, инструментов, специального оборудования. Все это дорого и труднодоступно. К тому же сложная технология вредна для здоровья школьников.

Резьба по дереву по затратам несоизмеримо проще, дешевле, а главное -доступнее. Заниматься резьбой могут как мальчики, так и девочки. Важной особенностью резьбы является то, что технология выполнения её элементов имеет свои обязательные правила. Благодаря этим правилам, которые отработаны, целенаправленно теоретически закреплены и подтверждены длительной практикой, систематизированы и методически описаны в текстовой форме - появляется возможность академического обучения детей, приобщения их к истиной самобытной творческой деятельности, не стесненной рамками традиционной культуры и в то же время не противореча ей.

Резьба выполняется по самостоятельным, достаточно простым элементам, лёгким и доступным, не требует особого оборудования , что позволяет вести обучение в любом классе любой школы . Убеждении в простоте её выполнения и захватывающе - интересном результате достигается на первом же уроке за счёт демонстрации приёмов непосредственно преподавателем .

Демонстрируется практически законченный элемент рисунка. Присутствие реального образца резьбы оказывает дополнительный успокаивающий, психокорректирующий эффект. В дальнейшем приём повторяет сам ученик , в начале под наблюдением преподаватель, затем - самостоятельно . Дополнительный положительный эффект связан с простым и удачным выполнением элементов резьбы , что так же усиливает эффект обучения, формирует удовлетворённость, а часто и радость от истинного творческого результата.

Прежде чем перейти к практической части следует напомнить, что основным инструментом резчика является СТАМЕСКА (Афанасьев А.Ф)

Немного о стамесках и основных приемах работы с ними.

Стамеска - это ручной инструмент, предназначенный для работ по дереву, а также другим материалам (коже, металлу и т. д.). Используется резчиками по дереву, столярами для выполнения резьбы по дереву, создания углублений, выемок, пазов. Состоит из ручки, обычно деревянной, и металлической части.

Стамески бывают прямые, полукруглые, уголковидные, скобчатые и т.д.

Основное техническое правило пользование стамесками - работа двумя руками. Правая рука - рабочая ставит указательный палец на металлическую часть стамески возле деревянной ручки. Обхватите ручку стамески пальцами и притягиваете её к ладони так, чтобы она плотно легла в ладонь и была закреплена пальцами. Нижняя часть стамески должна быть свободна так, чтобы при нормальном положении стамески в ладони нижней частью стамески можно было постучать по нижней кромке стола или доски. Пальцы обхватывающие стамеску не мешают. Все движения происходят сверху вниз, след стамески делает (оставляет) каплеобразную форму с широкого на узкий рез (капля). Работая стамеской необходимо распределить рез на две части, первая половина рез уходит в глубину, вторая выходит на поверхность. Для этого нужно в первой половине реза ручку стамески поднять вверх, во второй половине реза плавно прижимать ручку стамески к режущей плоскости (доски). Вторая рука с разжатыми пальцами поддерживает доску в удобном положении для резчика. Указательным пальцем прижимает лезвие (режущую кромку) стамески плотно к доске (к изделию) одновременно управляя стамеской влево или вправо. Необходимо усвоить два вида стамески - долевое и осевое.

Долевое - это когда стамеска движется вдоль оси, относительно центра режущей кромки. Если стамеску положить на доску и относительно режущей кромки от точки упора (поворачивать) толкать ручку стамески в лево или право. Относительно точки упора будет происходить движение, выбирающее возле центра движения самую глубокую точку. Вращение стамески вокруг одной точки опоры влево или право, перпендикулярно этой точки вдоль режущей плоскости.

Осевое. Если взять и провести ось вдоль всей стамески и покрутить влево или право, так как вращается сверло, получается вкручивающее движение относительно оси. В таком положении стамеска стремится занять наименьшую точку сопротивления из любой глубокой точки, стремясь выйти на поверхность. Из этих двух касательных движений необходимо вытекает движение режущей кромки: продольное и поперечное. Продольное - вдоль реза, поперечное поперёк реза.

В связи с тем, что работы связаны с резьбой по дереву, обладают повышенной травмо-опасностью, особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.

Левая рука подстраховывает правую, и запоминает те же движения, что делает правая, подстраховывая. Если запомните движения вдоль и поперёк, вторая рука просто чётче подтверждает ваши движения. Непроизвольно ошибаясь режущей рукой, вспомогательная рука вас поправит. Нельзя работать одной рукой.

Есть понятие, как механическая память. Поэтому прежде чем приступать к выполнению любого рисунка, целесообразно несколько раз нарисовать его и обвести карандашом. Т.к. рисунок должны запомнить две руки, как правая, так и левая. Если правая рука движется по рисунку, она механически запоминает движения, что потом облегчает выполнения самой работы.

А так же важным моментом является самостоятельный перенос рисунка на материал.

Практическая работа

Первый и самый простой рисунок с которого можно начинать обучение это «Бабочка». При выполнение которого отрабатывается навык работы с ножом и правило работы стамеской, причем выполнение отдельных элементов можно корректировать с учетом способностей каждого ребенка, заменяя в ряде случаев нож стамеской и наоборот.

 

Как уже и говорилось ранее ребенку необходимо видеть уже оконченную работы, желательно если это буде работа выполнена его сверстниками.

Работа начинается с нанесения контуров бабочки на учебную доску[1].

Для этого ребенку необходимо предоставить рисунки различных видов бабочек и попросить выбрать одну из них для изготовления, важной особенностью здесь является внутренний рисунок крыла бабочки его необходимо будет подобрать уже непосредственно перед его выполнением, посмотрев на то, как у ребенка получается справляется с ножом стамеской.

И так первый шаг это подрезка абриса(контура) бабочки на данном этапе необходимо четко настроить ученика на работу с ножом, а также проинструктировать его ещё раз о правилах работы с ним. Важно чтобы при выполнения контура нож располагался либо строго вертикально, либо с наклоном на бабочку, таким образом чтобы мыс ножа уходил под фон. Первые движения ножом рекомендуется сделать в месте с учеником правильно вложив нож ему в руку.

Второй шаг после подрезки контура «подборка» к контуру стамеской (желатенльно R-17). Стамеска берётся в руку таким образом чтобы указательный палец лежал на металлической части а остальные обхватывали рукоять, так чтобы снизу под ручкой не было пальцев. Вторая рука держит заготовку и указательным пальцем прижимает стамеску доске. Таким образом соблюдается правило безопасного владения стамеской. По началу детям может казаться неудобным такое исполнение работы. Поэтому необходимо внимательно следить за правильностью рабочей позы и хвата. Также необходимо напомнить ученикам, что те щепки, которые не выпадают, после соприкосновения стамески с контуром необходимо дорезать ножом.

Третий шаг поднятие бабочки на поверхность. Данная операция выполняется обратным движением от бабочки. Выборка щепок производится на заданную глубину которая определяется глубиной подбора к контура. Целесообразно будет показать ученику эту глубину проведя линию, с торца, по периметру рабочей доски.

Четвертый шаг. Раскладка крыльев бабочки по высоте, и придание динамики движения крыльев. Это осуществляется подбором с крыльев к туловищу, примерно с одной трети их длинны и подбор нижнего крыла под верхнее, или верхнее под нижнее, в зависимости от анатомического строения выбранной бабочки.

Те дети которые хорошо справляются с ножом делают это им, другие стамеской.

Далее стамеской №6 (R-6) Делается углубления в уголках нижних крыльев, по направлению к туловищу.

Следующим шагом будет нанесение рисунка-узора (чешуйки) на крылья бабочки , опять же в зависимости от ученика каждый выполняет это своим способом. На пример ножом путем выборки тонкой щепки или канавки, стамеской или уголком. После нанесения узора на крылья, те дети которые справляются с ножом могут выбрать «воздух» между бабочкой и фоном, что придаст дополнительный эффект к рисунку.

По окончанию работы необходимо зачистить ее «нулевой» наждачной бумагой, удалив тем самым потожировые следы и грязь с работы, затем необходимо обработать работу морилкой, с дальнейшим оттенением и покрытием воском или сразу цветным воском(Смотри раздел вощение древесины).

Приерный тематический план занятия по Резьбе по дереву

Тема занятия « Виды резьбы»

Цель:
Ознакомить учащихся с различными видами резьбы

Задачи:
Учить составлять узоры
Ознакомить с правилами техники безопасности
Учить резать узоры из двугранных выемок и треугольников

Применяемые инструменты и оборудование:
Раздаточный материал
компьютер,
мультимедиапроектор,
заготовки для резьбы,
разметочный инструмент
Нож косяк
Стамеска

Ход занятия:
организационный момент

Опрос учащихся
Какие виды резьбы вы знаете?
Какие знаете породы деревьев?

изложение программного материала
Геометрическая резьба является самым простым и наиболее древним видом резьбы, при выполнение такой резьбы вам понадобится всего один нож-косяк. Традиционно такой вид резьбы применяли для украшения разделочных досок, рубелей, прялок домашней утвари т.е. тех предметов которые имели плоскую поверхность. Неглубокие выемки такой резьбы являются одним из ее достоинств и позволяют использовать такой тип довольно широко, геометрическим этот тип назван из-за того что, здесь используются только геометрические фигуры(треугольник, ромб, квадрат и т.д.). Сам узор возникает из различных сочетаний фигур

 

Геометрический орнамент в древности носил не только декоративный характер но и символический. Наиболее простым элементом геометрической резьбы является двугранная выемка. Такие выемки могут быть различными по форме и по размерам, могут быть прямыми и скошенными.

Трехгранные выемки или просто треугольники, также являются широко используемым элементом в геометрической резьбе. Различают основные т.е. углубление находится у основания треугольника, вершинные и центральные, также треугольники различают по своей форме.

Резьба выемок вдоль волокон древесины

Нож берут в кулак так чтобы мизинец касался шейки ножа а большой палец упирался в рукоятку. Положение большого пальца обеспечивает равномерный ход ножа при резьбе. Косяк ставят на начало первой линии и наклоняют его на 45-60º в право проводят рез так чтобы в погруженном состоянии расстояние между пяткой ножа и дощечкой не превышало 3 мм

Рез делают слегка нажимая на нож, медленно и равномерно ведут нож по линии, в конце реза замедляя движение. Второй рез делают с наклоном в другую сторону. Затем подрезают верхнюю и нижнюю часть.(демонстрация резьбы двугранных выемок)

Резьба выемок поперек волокон древесины

Резьба выемок поперек отличается только тем, что резать поперек гораздо сложнее. При резьбе таких выемок используются такие же приемы резьбы как и при резке вдоль волокон.

Резьба трехгранных выемок

Предварительно на заготовку наносят окантовку, и разбивают на квадраты а квадраты на треугольники. Треугольники режутся от вершины к основанию наклоняя нож так, чтобы мысок ножа смотрел в центр треугольника, угол наклона ножа 45-60º.(Демонстрация резьбы треугольников)

Практическая работа на учебных досках.
итоги работы
уборка рабочего места

Вощение древесины

С давних пор существует интересный способ отделки древесины который называется — вощение. Техника вощения довольно проста. При вощении поверхность деревянных изделий покрывается тонким слоем восковой мастики. Восковую мастику очень просто приготовить своими руками, для этого нужно одну часть пчелиного воска в двух частях скипидара. Воск нужно предварительно распустить на водяной бане и сняв с огня добавить в него скипидар. Вощеное покрытие получится более прочным, если мастику приготовить с добавлением канифоли — к одной части воска добавить 3 или 4 части канифоли. Рекомендуется добавить немного канифоли и в мастику, приготовленный на скипидаре.

Мастика приготовленная из воска на скипидаре при нанесении дает матовую поверхность, а паста на канифоли более блестящую. Так же вощение можно производить просто чистым воском. Но при этом способе вощения воск нужно постоянно растапливать. При вощении нужно добиваться ровного, тонкого слоя. Если восковой слой окажется слишком толстым, дерево может потемнеть.

Подготовленное к вощению, хорошо просушенное изделие протирают чистой тряпкой, удаляя с него пыль. Затем чистую шерстяную тряпочку свернув в тугой тампон, обмакивают в мастику и натирают им поверхность изделия, сначала поперёк волокон, а затем вдоль. Делать это нужно быстро, с небольшим нажимом.

Через полчаса ожидания, изделие так же покрывают мастикой, после чего его хорошо нужно просушить и отполировать шерстяной тряпкой , пока поверхность его не станет блестящей. Обработанное таким образом изделие двое суток нужно держать в тёплом помещении, чтобы воск достаточно хорошо впитался в дерево.

Также для растирки изделия можно применять щетку и з натуральной щетины и строительный фен для ускорения сушки. При исползовании фена процеес можно сжать до пятнадцати минут. Для этого после нанесения воско изделие нужно прогреть до полного расплавления воска, тем самым дав ему впитаться после этого необходимо быстро растереть изделие щёткой и оставить охлаждаться, после того как изделие примет комнатную температуру растереть щеткой до блеска.

Окрашивание изделий морилкой

Морилка - краситель, как правило, растворимый в воде, используемый для поверхностного окрашивания деревянных изделий. Морилка, или бейц, известна с 19 в. под названием "кёльнская земля". Это рыхлая перегнойная земля, незначительные залежи которой были обнаружены в окрестностях немецкого города Кёльна. "Кёльнская земля" легко растворялась в воде, придавая ей сочный коричневый цвет, хорошо окрашивала бумагу и древесину. Однако запасы "кёльнской земли" оказались ограниченными, и со временем были разработаны заменители натурального бейца. Ныне бейц, получаемый из угля и нефти, является единственным естественным красителем коричневого цвета. Используется для поверхностного крашения древесины "под орех" без химического взаимодействия с веществами, содержащимися в самой древесине.

Поверхностное крашение морилкой отличается от обычного окрашивания древесины масляными и иными красками тем, что морилка не закрывает природный рисунок дерева, а наоборот, выявляет его, текстура древесины становится контрастнее, сочнее.

Окраска получается более ровной, если древесину предварительно слегка увлажнить.

На горизонтальные поверхности морилку сначала наносят вдоль волокон древесины, затем поперёк волокон и в заключение опять в направлении волокон.

На вертикальные поверхности морилку следует наносить снизу вверх во избежание попадания брызг на еще не покрытые участки, где от этого могут образоваться пятна.

Древесина лишнего не впитывает, поэтому поверхность ее увлажняют морилкой с избытком, остатки морилки удаляют кистью или тампоном. При крашении водорастворимой морилкой волокна древесины расправляются, поэтому после высыхания поверхность шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой с лёгким нажимом. Продолжительность сушки окрашенной водорастворимой морилкой древесины 15-24 ч. Сухую окрашенную поверхность неплохо протереть суконкой или каким-либо другим подобным материалом, чтобы удалить не впитавшиеся в поры древесины сухие частицы красителя. Свежеокрашенные поверхности древесины выглядят темнее, чем после высыхания, поэтому сначала рекомендуется сделать пробу.

Применяются также морилки на основе органических растворителей (например, спиртовые), готовые к употреблению. Спиртовая морилка не вызывает выпрямления волокон древесины, так что дополнительное шлифование после неё не нужно. Время сушки в этом спучае 15-30 мин, т. е. намного меньше чем при обработке водорастворимой морилкой. Морилка, содержащая растворители, склонна к образованию разводов. Это можно предотвратить, если поверхность древесины заранее слегка увлажнить тёплой водой. Древесина на торцах изделия (заготовки) обильно впитывает морилку, что делает её намного темнее; чтобы избежать этого, надо торец сначала увлажнить водой.

В качестве красителей для прямого поверхностного крашения, кроме морилки, можно использовать почти все синтетические краски для шерстяных и бумажных тканей, меха, шерсти, кожи.

Часто морилкой ошибочно называют красители для протравного крашения древесины. При внешне сходных результатах протравное крашение, однако, отличается от поверхностного покрытия морилкой более высокой свето- и водостойкостью, а также тем, что более плотная и тёмная летняя древесина окрашивается сильнее, чем рыхлая и светлая весенняя часть годовых колец. Особенно заметно это у сосны и ели.

Литература:
А.Ф. Афанасьев – Резчику по дереву
В.В. Завершинский – Практика резьбы по дереву.
Г.В. Потапов – Практическое руководство для любителей резьбы по дереву.
Энтони Деннинг – Резьба по дереву. Практическое пособие.
[1] Учебная доска - Липовая доска размером примерно 150Х200х15 мм.


Категория: Мастер-классы
Просмотров: 278 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: