Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок. Причастие как часть речи

СКАЧАТЬ (19.9 Kb) 08.10.2025, 19:17
Кофанова Елена Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастии, актуализировать имеющиеся знания, пробудить у школьников интерес к получению новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: знать о части речи причастии, о грамматических признаках причастия
Развивающие:
  • развивать умение отличать причастие от прилагательного; находить причастие
  • развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
  • воспитывать учебную активность, умение работать в парах;
  • формировать положительную мотивацию к обучению.
  ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
  • Какая часть речи называется глаголом?
  • Как изменяется глагол?
  • Что такое спряжение глагола?
  • Назовите виды глаголов.
  • Какая часть речи называется именем прилагательным?
  • Как изменяются имена прилагательные?
  • Назовите разряды имён прилагательных.

Орфографическая работа (по парам).
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1.Скв..рец, высунувшийся из св..его домика, пр..крепленного к в..ршине ду..ка, выск..чил на ветку и начал дер..ко передразн..вать с..л..вья. 2.Однако гол..су непрошеного пересмешника (не)хв..тило соч(?)ности, неул..вимых о(тт,т)енков, которыми знающая пр..рода од..ряет лишь избра(нн,н)ых - ген..альных п..вцов. 3. Скоро с..лист, поч..явший (не)удачу, переключился на иные лады.                                                                                                                                              (По М.Алексееву.)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Проведём эксперимент. У меня в руках мячик. Опишите его. (Круглый, синий, маленький и др.) Какая это часть речи. (Прилагательное, отвечает на вопрос какой?)
(Учитель бросает мячик). Что делает мячик в воздухе? Летит, Падает.
Поставьте вопрос к глаголам летит, падает -какой? и опишем мячик в действии.
Мячик какой летящий, падающий.
Эти слова – причастия. В них соединяются признаки глагола и прилагательного. Признаки глагола: время. Признаки прилагательного: род, число, падеж. По форме на какую часть речи похоже причастие? (на прилагательное: даже вопрос один у этих частей речи).

Практическая деятельность по реализации построенного проекта Первичное закрепление с комментированием
1. Кроссворд
- Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным определениям и впишите и в выделенном вертикальном столбике прочитаете название этой части речи.

 
1. Который закипает
2. Которых избрали.
3. Который можно различить.
4. Которую заметили.
5. Который отдал.
6. Которая запаслась.
7. Которых испытывают.
8. Которую разлили.
9. Которые зацвели.


2. Определите, учитывая значения графически выделенных морфем, какие признаки глагола есть у причастия. Вывод запишите.
Светлеющий( ) – светлевший ( )
Светлевший( ) – посветлевший ( )
Синеющий ( ) – синевший( )
синевший( ) - посиневший( )
горящий ( ) - горевший ( )
горевший ( ) - догоревший ( )


Первичное закрепление
Прослушайте пословицы. Выпишите причастия.
1. Вылетевшее слово и на коне не догонишь.
2. Пересохший пласт урожая не дает.
3. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь.
4. Обдуманное слово дороже золота.
5. Катящийся камень травой не обрастет.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. Пафос, обличительность, торжественность – вот свойства речи, в которой всегда встречаются причастия.
Домашнее задание. Написать сказку «Как появились причастия».


Категория: Уроки, конспекты
Просмотров: 584 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: