Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Б.Л. Васильев. "А зори здесь тихие…" 11 класс

СКАЧАТЬ (14.1 Kb) 05.06.2024, 18:07
Крижановская Валерия Андреевна
учитель русского языка и литературы
Дата: 07.02
Класс: 11-Б
Тема: Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»

Ход урока
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР писателю Васильеву Борису Львовичу за повесть «А зори здесь тихие…» присуждена Государственная премия СССР 1975 года. Писатель вспоминает: «…замысел родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
беседа.

Письменно дайте ответы на вопросы: (кратко)
- Когда и где происходят события повести?
- По всей стране идут жестокие бои. «А здесь был курорт», - пишет автор. Что он хотел сказать этими словами?
- На какие мысли наталкивает такое начало? - Как получилось, что в подчинении у Васкова оказался батальон девушек?
- Какие отношения складываются у старшины с вверенным ему батальоном?
- Кто сообщает о двух диверсантах около разъезда?

- У каждой из девушек своя отличительная особенность. Назовите имя девушки.
1. Красивая, чрезвычайно общительная и озорная.
2. Все 19 лет прожила в ощущении завтрашнего дня.
3. Худощавая, с тонкими косичками, всю жизнь мечтала о сольных партиях и длинных платьях.
4. Незаметная, исполнительная, любит поэзию, театр, переводчица.
5. Строгая, спокойная и рассудительная, вдова.

- У каждой из девушек личные счеты с немцами. Найдите соответствие, ответив на вопрос: почему девушки пошли воевать?
1. Рита Осянина               А. Расстреляли всю семью.
2. Женя Комелькова        Б. Неосуществленные мечты.
3. Лиза Бричкина             В. Гибель мужа на второй день войны.
4. Соня Гурвич                 Г. Осталась семья в оккупированном Минске.
5. Галя Четвертак             Д. Несостоявшееся предчувствие счастья.                                           

- Установите соответствие гибели девушек
1. Соня Гурвич                                А. первая, утонула в болоте.
2. Рита Осянина                               Б. вторая, убили ножом.
3. Женя Комелькова                        В. третья, расстреляли немцы.
4. Галя Четвертак                            Г. четвёртая, уводила немцев.
5. Лиза Бричкина                            Д. пятая, выстрелила себе в висок.
- Умирая, Рита говорит: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уже потом канал.» Как вы понимаете ее слова? =
- Почему Васков остается жить?
- Как вы понимаете смысл названия повести?

Домашнее задание.
На выбор:
- составить творческий проект «Чтобы помнили…»;
- написать эссе «Родина ведь не с каналов начинается».


Категория: Уроки, конспекты
Просмотров: 93 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: