Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Занятие "Интервью" для учащихся 9 классов

СКАЧАТЬ (30.4 Kb) 01.05.2022, 14:35
Шкабарина Наталия Леонидовна
педагог-психолог,
Цель: Формирование навыков коммуникативной компетенций.

Задачи:
Обучающие:
  • дать понятие об интервью как жанре публицистики;
  • познакомить с видами интервью;
  • познакомить с правилами ведения интервью;
Развивающие:
  • развивать речь учащихся;
  • развитие умения составлять вопросы;
  • развитие умения отвечать на вопросы;
Воспитательные:
  • воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Оборудование занятия: ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами

Ход занятия:
1. Орг. момент: Приветствие, объявление темы и цели занятия
2. Повторение
3. Сообщение нового материала
4. Практическая работа
5. Итог занятия

I. Психологический разогрев и настрой на работу
Здравствуйте ребята, мы начинаем наше занятие. Но сначала я познакомлю вас с гостями. (Проходит поимённое представление гостей). 
Для того чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма, внимание на экран.
Какие у вас возникли версии?
Действительно, сегодня на занятии мы познакомимся с жанром публицистики «Интервью» и с его особенностями (слайд 1).
Девизом занятия послужат слова философа Сократа «Искусство вести беседу – наверное, самое сложное. Потому что учиться этому приходится всю жизнь».
Педагог знакомит учащихся с целями и задачами занятия. Обговариваются условия работы, вводятся правила групповой работы.
Правила группы
1. Соблюдение регламента работы.
3. Правило равноценности. Избегание оценочных суждений
4. Правило конфиденциальности.
5. Правило искренности. Говорить, что чувствуешь
6. Правило активности
7. Быть чутким к проблемам других.
8. Говорить о поведении, а не о личности.
Упражнение «Автобусная остановка»
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Автобусная остановка». Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем делать похожие вещи.
На каждом столе лежат листы. На одном написано «ЗНАТЬ» - какие знания о себе вы хотите сегодня получить, на другом «УМЕТЬ» - какие навыки хотите освоить, на третьем «ИСПЫТАТЬ» - какой новый опыт хотите получить, пережить. Ваша задача записать на листе все, что вы считаете нужным, ничего не критикуя и не обсуждая. Через некоторое время я подам сигнал, и это будет значить, что «пришел автобус» и группам надо ехать на другую остановку, двигаясь по часовой стрелке, а лист остается на Остановке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться, прочитайте, что было сделано до Вас, и напишите что-то свое. Поехали.

Упражнение «Ассоциации («ассоциативная карта интервью»)» (15-20 минут).
Необходимые материалы: ассоциации записываются либо мелом на доске, либо маркером на большом листе бумаги.
Ход работы. Педагог представляет участникам тему «Интервью» и сообщает, что сейчас им предстоит назвать все ассоциации, которые приходят на ум в связи с темой, и с их помощью будет составлена «ассоциативная карта».
Далее участники в определенном порядке (например, по кругу) называют свои ассоциации. Педагог или кто-либо из участников записывает их, уточняя,  на доске или  на большом листе бумаги вокруг уже написанного понятия/темы так, чтобы близкие ассоциации группировались.
Обсуждение: с целью подведения итогов работы педагог выделяет основные группы ассоциаций, обводя соответствующие группы слов мелом или маркером.

II. Основная часть
Информационно-содержательный блок «Интервью и его виды»

Интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос.

Интервью - один из самых распространенных методов получения информации в журналистике. К нему часто обращаются не только опытные авторы, но и начинающие.
Интервью (англ. — interview) в науке определяется как «беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам». Интервью используется при подготовке огромного числа публикаций самых разных журналистских жанров. Часто его применяют «в комплексе» с другими методами сбора информации (например, наблюдением, проработкой документов и пр.). Характерная черта данного метода заключается в том, что он, в отличие, например, от метода проработки документов, не только позволяет получить данные о тех явлениях, которые журналист, по какой-то причине, лично наблюдать не мог, но и позволяет по ходу применения добывать все новые и новые факты, детали, подробности. Ведь, в отличие от документа, живой «источник» (собеседник) может хранить в своей памяти очень многое о предмете интереса журналиста, и если тот сумеет «раскрутить» собеседника, то сможет узнать то, о чем даже не догадывался. Возможно, именно этот скрытый «потенциал» интервью так притягивает журналистов.

Виды интервью
В журналистике существует несколько видов интервью:
Интервью-монолог: Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.

Интервью-диалог: Интервью-диалог – это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения. Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр за рамки интервью, беседа в его системе публицистических жанров равноправна, например, с новостью, заметкой, репортажем и интервью. В книге «Основы творческой деятельности журналиста» беседа дается как разновидность интервью, наряду с диалогом, монологом и другими видами, то есть объем ее признаков для авторов отличен от признаков интервью-диалога. Мы придерживаемся мнения Б.В. Стрельцова, считающего интервью-беседу синонимом интервью-диалога.
Коллективное интервью

Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые «круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа «вопрос – ответ1 – ответ2». Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.
Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.
Анкета – Анкета представляет собой массовый вид интервью, это «своеобразная заочная беседа» с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с «нормальным» интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет собой краткие ответы на вопросы типа «Ваш любимый актер/машина/цвет?», причем эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной рубрики.
Интервью-зарисовка, Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: «Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет».

Среди молодых журналистов бытует мнение, что наглость и напористость в журналисткой профессии – второе счастье. Однако, это мнение, по большей части, ошибочно: хамоватых и наглых представителей «пишущей братии» люди не любят и предпочитают общаться с ними как можно реже и меньше.
Успех во многом зависит от того, насколько журналист коммуникабелен: как ведет себя, слушает, слышит и понимает то, что говорит ему собеседник. Поэтому журналист должен быть хорошим психологом, коммуникабельным, приятным собеседником, умеющим расположить к себе.
Творческое состояние для журналиста – это состояние  взаимодействия с другим человеком, который становится «источником информации».
Однажды у Лёши брали интервью.
 - Можно взять у тебя интервью? – спросил корреспондент.
- УУУ – сказал Лёша.
 - Как дела? – спросил корреспондент.
 - УУУ – сказал Лёша.
 - Ты будешь отвечать на вопросы? – рассердился корреспондент.
 - МММ – промычал Лёша.
 - Да кто ты вообще такой? – спросил корреспондент.
 - Ага, — сказал Лёша и ушёл.
Вопросы для обсуждения:
 Кто ответственен за то, что интервью не состоялось?
Как научить брать интервью?

Упражнение «Качества журналиста»
Интервью, один из самых трудных журналистских жанров. Это сплав  многих умений, но главное умения общаться. От того, как вы пообщаетесь, наладите контакт, сможете войти в доверие к человеку, зависит качество полученной информации. Давайте в течении нескольких минут заглянем в себя и проанализируем свои личностные качества.
Запишите на листе 10 качеств, которые помогают брать интервью, и 10, которые мешают?
Вопросы для обсуждения:
Что сложно было в этом упражнении? Какое неожиданное качество вы заметили? Что было легче для вас, определять качества, которые помогают,
или качества, которые мешают?

1. Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и, соответственно, популярность интервью.
Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:
•        Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
•        Чем он может быть интересным читателям?
•        Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?
•        Какие результаты планируете получить после публикации интервью?
Если у вас нет четких ответов на эти вопросы, то интервью может получиться никому не интересной бессмысленной беседой.
Очень хорошо, когда вы сообщаете цель интервью будущему собеседнику. Он получает прекрасную возможность подготовиться и это будет свидетельством вашей тщательной подготовки к интервью (что обязательно положительно отразиться на мнении собеседника о вас).
Определив цель интервью, вы не будете думать «О чем спросить? Какой вопрос задать?». Ведь вы уже будете знать, какая информация нужна и можете четко сформулировать необходимые вопросы.

2. Собираем информацию. Постарайтесь собрать максимум информации о человеке, с которым планируете интервью, или о предмете разговора (если цель интервью — не знакомство с личностью, а беседа о сфере деятельности, событиях, новинках техники и т.д.).
Не владея информацией, очень сложно поддерживать беседу (интервью не должно сводиться к анкете, когда человек просто отвечает на вопросы). В процессе интервью у вас могут возникнуть новые вопросы, которые вытекают из ответов вашего собеседника.
Предварительный сбор информации позволит вам не задавать вопросы собеседнику, на которые он уже отвечал в другом интервью. Обязательно просмотрите всю информацию о человеке!

3. Договариваемся о времени и месте проведения интервью. Это можно сделать как до выше перечисленных этапов, так и после них.
Главное правило, которые вы должны помнить, договариваясь об интервью — это то, что никто не обязан давать вам интервью. Не стоит упрашивать, угрожать в случае отказа. Ваш собеседник должен быть заинтересован в интервью. Даже если он согласиться, поддавшись на ваши уговоры, то беседа может получиться вялой и неинтересной.

Опытные журналисты советуют не говорить потенциальному собеседнику слово «интервью» (оно звучит официально и может некоторых насторожить/отпугнуть и т.д.). Гораздо эффективнее во время разговора «поделитесь своими мыслями по поводу…», «давайте поговорим об…», «читатели … хотели бы узнать о …».
Если человек не уверен в целесообразности интервью и не дает окончательного ответа, вы можете рассказать ему о выгодах, которые принесет ему ваша беседа:
•        популярность;
•        возможность рассказать о себе/своей работе/услугах/товарах;
•        возможность высказать свое мнение как эксперта в определенной сфере (свидетельство профессионализма).
Еще одно правило интервью: место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время.
Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов!

4. Готовим предварительные вопросы. После того, как вы определили цель и собрали нужную информацию, можно приступать к подготовке вопросов. При их составлении помните одно важное правило — «От качества вопроса зависит качество ответа».
Вопросы бывают:
•        прямые («Назовите Ваши хобби»);
•        непрямые («Чем Вы занимаетесь в свободное время);
•        открытые («Чем был обусловлен выбор профессии?»);
•        закрытые («Физика — это хобби или профессия?»).
Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Прямые вопросы хорошо задавать, если вам нужен конкретный ответ и вы знаете, что человек ответит на него (а не уйдет от ответа).
Непрямые вопросы чаще всего задают, когда предполагают, что человек прямо на них не ответит. Открытые вопросы побуждают собеседника давать ответ, ничем не ограниченный, который может занять и полчаса (ну, любит человек поговорить). В таких случаях лучше использовать закрытые вопросы.
А теперь внимание: никогда не задавайте глупых и банальных вопросов! (например, «Есть ли жизнь на Марсе?») К банальным относятся вопросы «Расскажите о себе» (если у этого человека уже брали не одно интервью).

Не задавайте вопросы, на которые человек уже неоднократно отвечал! Просмотрите всю имеющуюся информацию и не повторяйтесь. Это будет неприятно человеку, который в десятый раз отвечает на один и тот же вопрос, и читателям, которые ожидают новую и интересную информацию.

Просмотр  трейлера к художественному фильму «Легенда №17»
Вопрос для обсуждения:
- О чем этот фильм?
- Какое впечатление на Вас произвели герои?
- Чем ценны для вас герои? (Своими открытиями, своей пользой для людей)
Упражнение  «Интервью». 
Правила ведения интервью:
1.      Обращайтесь к собеседнику по имени отчеству.
2.      Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.
3.      Проявите уважение к мнению собеседника.
4.      Внимательно слушайте собеседника.
5.      Проявляйте заинтересованность в беседе.
6.      Не задавайте некорректных вопросов

Практическая работа №1: «Интервью» (работа в группе)
Задание: Взять интервью у одноклассника из образа из героев фильма на определенную тему: «Ваше хобби», «Любимый тренер», «Любимый вид спорта», «Путь к успеху», либо выбрать свою тему.
План выполнения работы:
- Выбрать пару для работы;
- Выбрать тему для интервью;
- Составить вопросы;
- Провести интервью.
- Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого вы будете брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится интервью. Данные правила перед вами, воспользуйтесь ими.
Выводы:
- Как вы считаете, кто из корреспондентов справился лучше с заданием? Почему?
- Как вы считаете, у кого было самое содержательное интервью?
- А у кого было самое интересное интервью?
- Молодцы, справились с заданием

Домашнее задание: 1) попробуйте взять интервью у друга, или у кого либо из близких; 2) напечатать их к следующему уроку.
Урок окончен. Спасибо за внимание

Упражнение «Чемодан»
Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан. (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.)


Наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к ожиданиям, которые вы записали. Проанализируйте, что получилось, что нет. Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой. Заполните до конца ваши рабочие карты.

 

Категория: Разное
Просмотров: 533 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: