Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект занятия "Обращение"

СКАЧАТЬ (163.7 Kb) 11.01.2021, 15:36
Патракеева Галина Ильинична
педагог дополнительного образования
Добрый день, дорогие ребята!
Тема занятия: "Обращение"
Предлагаю вам внимательно изучить материал по теме и выполнить задания.

Ход занятия

Ι. Актуализация знаний.
– Вспомните, как по-разному вас называют в семье?
– А в школе, во дворе?
– Иногда ласково, иногда не очень, а порой – обидно. В школе называют даже по фамилии и полному имени – официально.
Дополните предложения:
Обычно мама меня называет ____________.
А когда сердится, то может сказать____________
У папы я бываю __________________
Для друзей во дворе я ____________ .
Для учительницы в школе__________ .
Незнакомые люди обращаются ко мне___________________

– А зачем вообще нужно, обращаясь к человеку, называть его малыш, Витя, Виктор? (Для того чтобы привлечь внимание этого человека, заставить его слушать.)
– Но при этом говорящий нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения.
– Вы догадались, что мы сегодня будем говорить об обращениях.

ΙΙ. Открытие нового знания.
1. Рассмотрите рисунок.



– Что говорит рыбка?
– Что говорит старик?
– Старик просит рыбку («смилуйся») и может назвать её по-разному.
– Как?
– Когда старик скажет «золотая рыбка», а когда – «государыня рыбка»?
– А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто «рыбка»? (Нет, старик просит рыбку как морскую царицу – только царицу можно назвать государыней.)
– В последнее время слова «сударь», «сударыня» некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими при обращении к незнакомым людям: «Не скажете ли вы, сударыня, как можно проехать к центру?»
– В каком случае старик говорит: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!», а когда – «Здравствуй, грозная царица!»?
– Что отвечает старуха?
– Как она называет старика? («Мужик!»)
– Как это её характеризует?

2. Задание:
Выберите стихотворные строки из «Сказки о царе Салтане...», а затем – из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Кто из героев этих сказок и как произносит слова-обращения, какие обращения использует? Запишите эти обращения и отправьте мне на электронную почту.

– О чём говорят нам эти разные обращения?
– Что мы сейчас узнали?
– Обращали ли вы внимание на это раньше?

ΙΙΙ. Применение нового знания. 1. Разыгрывание ситуаций
● Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась. Не забывайте об обращении и о слове «пожалуйста».
● Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово «извините» позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт. И можно обойтись без обращения.
● Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

2. Беседа на основе стихотворения «Очень вежливый индюк»
Объявился 
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться
Веж-Ли-Вос-ти!
Я и сам, –
Кричал Индюк, –
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер –
Даже когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньёй, Свинья, –
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шёл –
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они – балды, балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
(Ян Бжехва. Перевод Б. Заходера.)

– На какое грубое обращение в приглашении Индюка могли обидеться его соседи? («Эй, вы, невежи, заходите, что ли, в гости!»)
– В самом ли деле перед нами Очень Вежливый Индюк?

– Почему вы так думаете? (Индюк совсем невоспитанный. Он кричит, употребляет много грубых и обидных слов, говорит со всеми свысока, без уважения и т.д.)
– Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя считает вежливым?

3. Игра
Победителем будет тот, кто больше подберёт разных обращений к приветствию в начале письма.
1) – «Здравствуйте, Хоттабыч!» (Дорогой Хоттабыч; мудрейший из мудрейших; замечательный волшебник; болельщик нашей команды; могучий повелитель; покровитель всех обиженных и т.д.)
2) – «Здравствуй, дядя Фёдор!» (Сынок; дорогой друг; житель деревни Простоквашино; уважаемый фотоохотник; господин Фёдор; подписчик газеты; счастливый обладатель клада.)

Условия игры: за каждое обращение засчитывается одно очко. Два очка засчитываются тому, кто скажет, от кого может быть письмо (по какому поводу). Например: «Уважаемый фотоохотник» – из журнала, куда Фёдор послал фотографии; «Господин Фёдор» – из детского коммерческого банка и т.д.
– Итак, ребята, мы с вами поняли, как важно выбрать подходящее для данного случая обращение. В настоящее время взрослые люди в официальной обстановке, как правило, используют обращения «господин», «госпожа», «господа».

4. Работа со стихотворением.
– Как вы понимаете пословицу «Ласковым словом и камень растопишь»?
– Вспомним вежливые слова. Нам поможет стихотворение
А. Шибаева, в котором пропущены слова. Попробуйте угадать их.

Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём...
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но... давно уже от Насти
Я не слышу слова... («здрасте»).

А слово-то какое –
Очень дорогое.
Встретил Витю я –соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова... («извините»).

А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы... («спасибо»).

А слово-то какое –
Очень дорогое!

– Какие ещё простые, но дорогие слова вы знаете?

ΙV. Итог занятия. – Что нового мы сегодня узнали?
– Мы познакомились с обращением. Мы убедились в том, что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное, все поняли, как важно правильно обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание, продолжить или закончить разговор.
– Когда можно, уместно, обращаясь к Коле, назвать его Коля, а когда Коленька, Колька, Николай?
– Как знания, полученные на этих уроках риторики, могут помочь вам в жизни

Если будут вопросы ко мне, пишите на электронную почту.
С удовольствием отвечу.


Категория: Русский язык и литература
Просмотров: 509 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: