Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа «Наука для малышей», разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приложением к письму Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 19 сентября 2019г. № 07-13/631 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01 июня 2018г № 214-п «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми», Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом МБУДО «ЦДТ» пгт. Войвож, локальным актом МБУДО "ЦДТ" пгт. Войвож «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ».
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная (общеобразовательная) программа «Наука для малышей» - программа технической направленности, направлена на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение.
Актуальность программы.
Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Новизна программы.
Новизна образовательной программы дополнительного образования детей «Наука для малышей» предполагает:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в проведении занятий;
- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Отличительный особенности программы.
Отличительными особенностями программы является уникальная структура занятий, которая повышает их эффективность. Особенность этой структуры в систематичном выполнении определённых упражнений, улучшающих концентрацию внимания, память. Флеш-карты развивают фотографическую память.
Фундаментальное упражнение развивает мелкую моторику. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: решение на абакусе, работа в тетрадях, решение логических задач и игр на развитие познавательных процессов, пальчиковые игры.
Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся преимущественно 6-8 лет без предварительного отбора.
Вид программы по уровню освоения: одноуровневый, базовый.
Объём программы: общее количество часов – 504 часа, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения – 216 часов, 2 год обучения – 288 часов.
Форма обучения: очная.
Рекомендуемый режим занятий.
Год обучения |
Кол-во зан./нед. |
Продол-ть занятий |
Кол-во час/нед. |
Кол-во час/год |
1 |
3 |
2 |
6 |
216 |
2 |
3 |
3,3,2 |
8 |
288 |
Академический час равен 40 минутам.
Начало занятий через 1 час после окончания занятий в школе. Перерывы между академическими часами не менее 10 минут. Перерывы между занятиями 10 минут.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Виды занятий:
практические занятия;
игры;
выполнение самостоятельной работы;
беседа, рассказ;
Формы занятий:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Цели и задачи
Цель программы: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.
Цель может быть достигнуты при решении ряда задач.
Обучающие задачи:
- обучение технологии работы на абакусе;
- формирование умения счета на абакусе;
- обучение умению быстрого счёта в уме: это абсолютно естественный и прогнозируемый результат тренировки с помощью методики «ментальной арифметики» – дети воспринимают задачи с расчетами легко и с интересом.
Развивающие задачи:
- развитие концентрации внимания; дети сосредотачиваются на конкретном задании, абстрагируясь от всего, что отвлекает их внимание. Таким образом, развивается и тренируется одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.
- развитие наблюдательности и слуха: благодаря работе с флеш-картами (один из инструментов интеллектуальной тренировки) при решении арифметической задачи ребенку требуется лишь взглянуть на карточку с заданием, для того чтобы начался процесс обработки чисел. С течением времени это значительно улучшает его наблюдательность. То же самое происходит со слухом ребенка. Числа, которые произносит преподаватель, не повторяются, поэтому ребенок слышит их лишь во время решения арифметической задачи.
- развитие воображения и представления: на ранних этапах тренировки дети начинают представлять в уме счеты и вскоре используют их изображение при решении задачи.
- увеличение объема памяти: во время занятий ребенок запоминает различные комбинации на счетах, как картинки. После любого арифметического действия и перед тем, как посчитать конечный результат, он начинает моментально фиксировать в памяти каждое изображение, созданное с помощью воображаемых счёт.
- развитие фотографической памяти;
- улучшение скорости и точности расчетов: мы интенсивно используем тренировки на скорость. Постепенно, шаг за шагом, ребенку предоставляется более короткий период времени для решения задач одного уровня. Данная техника учит детей правильно распределить предоставленное время, не упуская из виду точность расчетов.
– стимулирование творческого мышления: вследствие работы по методике ребенок развивает навыки воображения и представления, а также память, концентрацию внимания и другие параметры интеллектуальной активности.
Творческий подход к решению задачи и вдохновение помогают ему справиться с любым заданием.
Воспитательные задачи:
- формирование мотивации на получение дополнительных знаний;
- формирование уверенности в себе: ребенок демонстрирует результаты своей работы с программой различным людям, развивает свои интеллектуальные способности. Благодаря поддержке и поощрению со стороны родителей, учителей, сверстников и окружающих он начинает чувствовать необычайный прилив вдохновения и уверенности в собственных силах, что в дальнейшем принесет неоценимую пользу.
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|