Главная » Методическая копилка » Математика » Уроки, конспекты


Урок математики в 1 классе по теме: "Составные задачи"

СКАЧАТЬ (10.20 Mb) 02.10.2022, 16:20
Суслова Елена Анатольевна
учитель начальных классов

 

Цели и задачи:
-повторить понятие «составная задача»
-развивать умение решать составную задачу
-совершенствовать умения решать текстовые задачи

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
- установка на формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Предметные:
- уметь решать задачи на нахождение части, когда целое неизвестно;
- знать алгоритм решения задачи.

Метапредметные:
Познавательные:
–использовать алгоритм при решении задач;
-постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.

Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу,
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Вы отучились в школе целый год. И скоро станете второклассниками. Давайте совершим сказочное путешествие в Изумрудный город. Повторим по дороге знания, полученные в 1 классе. Узнаем, что для вас летом самое главное. Мы не пойдем, а поедем туда на паровозике из Ромашково. Знаете такой?

1. Паровозик у нас не простой. Чтобы он двинулся в путь, нужно волшебное слово – ключ. Отгадаем ребус и получим слово!
6+6= 12 А
8+6= 14 Д
3+9= 12 А
5+7= 12 А
8+9= 17 Ч
7+3= 10 3
 
10 12 14 12 17 12
З А Д А Ч А

- Итак, это слово ЗАДАЧА! Поехали! Паровозиком становится тот, кто правильно и быстрее всех ответит на вопрос веселой задачки.

Веселая задачка 1:
 К серой цапле на урок 
Прилетело семь сорок. 
А из них лишь три сороки 
Приготовили уроки.   
Сколько лодырей - сорок 
Прилетело на урок?  7-3=4

(Дети встают друг за другом паровозиком, у первого в руках картинка с изображением паровозика из Ромашково)

2. - Внимание! Остановка. Станция «Желтая страна». Ее жители – маленькие человечки Жевуны. Их так назвали, потому что челюсти у человечков непрерывно двигались, будто жевали. На их шляпах звенели бубенцы. Колокольчики очень мешали сосредоточиться!  А им нужно решить сложную загадку.
Давайте поможем им, ребята!
От берега речки до буйка безопасного плавания 3 метра. От буйка до другого берега 6 метров. Любой Жевун может проплыть 9 метров. Сможет ли он переплыть всю речку?
Как мы назовем эту загадку? Почему? Вспомним сначала компоненты задачи. Найдите их среди данных слов. (Умножение, сложение, вычитание, условие, деление, вопрос). Еще что должно быть в задаче? (Решение и ответ.)
Рассмотрим чертёж. Определим решение данной задачи.

 
   

         3 м                                                              6 м
- Что нужно узнать сначала? (Ширину реки).
1)3+9=12 (м) – ширина реки.
- Теперь что узнаем? (Сможет ли Жевун переплыть реку? Хватит ли у него сил?)
2) 9-9=0 (м) – останется переплыть.
Ответ: сможет переплыть.
- Почему Жевуны назвали эту задачу сложной, а не простой? Как еще называются задачи в два и более действий? (Составными задачами).
- Молодцы, ребята! Поехали дальше! А почему паровозик не хочет ехать? Может мы забыли что-то?
 - Почему у правительницы страны, доброй волшебницы Виллины, другой ответ? Почему она не совсем с нами согласна? Говорит, решение верное, а в жизни так делать нельзя? Какой совет мы дадим Жевунам? (Нельзя купаться без взрослых, заплывать за буйки безопасного плавания).

Веселая задачка 2:
Семь воробьишек спустились на грядки, 
Скачут и что-то клюют без оглядки. 
Котик-хитрюга внезапно подкрался, 
Мигом схватил одного и умчался... 
Вот как опасно клевать без оглядки. 
Сколько теперь их осталось на грядке?  7-1=6


3. - И мы поехали дальше. Станция «Розовая страна». Здесь живут Болтуны. Почему их так называют, как думаете?
Вот, и сейчас спорят, кто из них больше мороженого съест? Поможем разобраться?
Болтун Пуня хочет съесть 7 порций мороженого, а Болтун Буня хочет на 4 порции мороженого больше. Сколько всего порций мороженого хотят съесть Пуня и Буня?
- Что такое мы собираемся решать? (Задачу) Докажите.
Запишем краткую запись.

П.- 7 п.м.
Б.- ? п.м., на 4 п.м. больше                  .   п.м.
- Назовите главный вопрос задачи. Можем мы сразу ответить на него?  Почему? Как называется такая задача?
1) 7+4=11 (п.м.) – хочет съесть Буня.
2) 7+11= 18 (п.м.)
Ответ: 18 порций мороженого хотят съесть Пуня и Буня.
- Ребята, а что мы можем посоветовать Болтунам? (Нельзя так много мороженого есть, можно заболеть и попасть в больницу).

Веселая задачка 3:
 Повезло опять Егорке, 
У реки сидит не зря. 
Два карасика в ведерке 
И четыре пескаря. 
Но смотрите - у ведерка, 
Появился хитрый кот... 
Сколько рыб домой Егорка 
На уху нам принесет?  2+4=6


4. Едем дальше!!! Остановка «Фиолетовая страна» и ее жители – Мигуны.  Как думаете, почему они так называются? Да, верно, они постоянно мигают. И останавливаются, если только начинают думать. Посмотрите, как они устали мигать. А давайте придумаем им задачки, да посложнее, чтобы решались в два действия.
Еще одно любимое дело Мигунов – огород и сад. Очень уж любят они сажать морковку, свёклу, редиску и всякие другие овощи, ухаживать за фруктовыми деревьями. Давайте составим задачи на их любимые темы.
(Дети придумывают составные задачи, пробуют их порешать).
- Почему это Мигуны так любят овощи и фрукты? Что в них такого интересного?

Веселая задачка 4:
В лесную школу на урок
Бежит, торопится сурок.
А в классе том уже сидят
Две белочки и пять зайчат.
Я прошу вас отвечать,
Сколько зверушек учиться хотят?   2+5+1=8

5. Едем дальше!!! Станция «Изумрудный город».
Город закрыт, а на воротах что-то написано. Давайте почитаем.
«Город наш прямоугольной формы. В длину 10 км, а в ширину 20 км. Зайдет в Изумрудный город только тот, кто правильно найдет периметр города».
Кто знает, как найти периметр города? Какой формы город? Что такое прямоугольник? Выберите из фигур прямоугольники. Что такое периметр?
Можно ли назвать эту запись задачей? Почему? В чем отличие этой задачи от других, ранее нами решенных? (Это задача геометрическая)
Запишем краткую запись, решение и ответ задачи:
а – 10 км
в – 20 км
Р - ? км
10+10+20+20=60 (км)
Ответ: Р=60 км.
Вот мы и в городе. В награду за наше веселое приключение глава города – Страшила приготовил нам подарки – календарики с правилами поведения летом. Ведь главное для вас летом – сохранение и укрепление вашего здоровья!!! ЕЩЕ СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ ЛЕТОМ книгу Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник Изумрудного города», по мотивам которой мы и совершили сегодня путешествие.

6. Рефлексия.
 На столе лежат смайлики. Зеленые, желтые, красные.
Их нужно положить в файлики. Зеленые – если наш урок вам понравился, все было понятно и легко. Желтый – вы испытывали затруднения, но быстро разобрались. Красный – вообще ничего не поняли и не понравилось.


Категория: Уроки, конспекты
Просмотров: 124 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: