В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение цифровым компетенциям приобретает очень большое значение. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы и в указах «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», а также Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обозначена необходимость цифровой трансформации образования, включающей ускоренное внедрение цифровых технологий, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, развитие принципиально новых адаптивных, практико-ориентированных, гибких образовательных программ в образовании.[1] Существенные и стремительные изменения, имеющие место во всех сферах нашей жизни сегодня, неизбежно влекут за собой процессы, связанные с обновлением содержания и технологий образования. [2]
Цифровые технологии все более проникают в нашу жизнь и становятся неотъемлемой частью всех сфер деятельности человека. Вместе с тем, растет потребность в специалистах, которые могут эффективно использовать цифровые инструменты и технологии. Потребность в таких специалистах испытывают промышленные предприятия, предприятия сельского хозяйства и транспорта, организации социальной сферы, здравоохранения и образования, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения различного профиля. Профессионально понимая предметную область, такие специалисты могут обеспечить автоматизацию производственных процессов, повысить эффективность работы предприятия (организации, учреждения), минимизировать риски и выстроить новые траектории развития. [3]
Цифровая трансформация в образовании затрагивает все стороны жизни школы: содержание, методы, организацию образовательного процесса и многие другие. Потребность в подготовке современных работников – лишь один из стимулов цифровой трансформации образования. [4, 5]
Задачей любого современного учителя является выработка таких методик и способов организации учебного процесса, которые будут улучшать восприятие учебного материала, тем самым положительно повлияют на качество образования. В условиях цифровой среды педагогами ведется речь о новых ожидаемых образовательных результатах при изучении информатики. Так, в работах Л. Л. Босовой [6,7] показаны роль и возможности школьного курса информатики в формировании цифровых навыков и вычислительного мышления обучающихся, а в работах [8, 9] — развитие цифровой грамотности школьников. Цифровая грамотность является «этическим фундаментом на фоне цифровых технологий, постоянно меняющих общественный и образовательный ландшафт» Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологии в своей дальнейшей деятельности. Ключевым навыком для успешной работы и развития в современном мире является цифровая грамотность. [10]
Цифровая грамотность является основой продуктивного и безопасного использования цифровых технологий для решения практических задач в условиях всеобщей цифровизации и цифровой трансформации образования. Отсутствие цифровой грамотности создает угрозу для физического и психологического здоровья, социального благополучия личности, ограничивает человека в реализации гражданских прав, получении государственных услуг, онлайн-коммуникации и совместной работы, подвергает опасностям кибермошенничества и нарушения информационной безопасности. [9]
Таким образом, актуальность темы "Методическая поддержка темы цифровая грамотность в базовом курсе информатики" обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих цифровой грамотностью, а также необходимостью обновления методов обучения и преподавания в соответствии с современными требованиями.
Целью дипломной работы является разработка методических материалов и уроков, основанных на принципах цифровой грамотности, направленных на развитие у учащихся навыков работы с современными информационными технологиями.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- Изучение основных принципов цифровой грамотности и их роли в повседневной жизни.
- Обзор существующих учебных материалов и программ, связанных с цифровой грамотностью.
- Проведение и анализ практических занятий, направленных на развитие у учащихся умений критического мышления и оценки достоверности информации.
- Анализ методов и подходов к обучению цифровой грамотности, включая обучение критическому мышлению и оценке информации в Интернете.
- Оценка уровня цифровой грамотности учащихся с помощью тестов и заданий, а также выявление областей для улучшения.
- Подготовка и апробация учебных проектов, направленных на развитие навыков поиска, анализа и представления информации с использованием цифровых технологий.
-
- ФГОС 2023 – новые аспекты преподавания информатики по теме «цифровая грамотность»
Целенаправленное и систематическое освоение всего комплекса пользовательских навыков (базовых и производных) в российской школе осуществляется при изучении предмета “Информатика”, что отражено в следующих требованиях к предметным результатам обучения информатике в основной школе, зафиксированных в новой редакции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): сформированность представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; о назначении основных компонентов компьютера; об истории и тенденциях развития информационных технологий, в том числе глобальных информационных сетей; овладение умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, преобразования (обработки) и передачи различных видов информации, навыков создания личного информационного пространства; овладение умениями пользования цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами; овладение навыками поиска информации в сети Интернет и ее анализа; овладение информационным моделированием как ключевым методом приобретения знаний: сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; развитие представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и современными информационно коммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки, что позволит обучающимся сделать осознанный выбор информатики как учебного предмета для изучения на углубленном уровне при переходе на уровень среднего общего образования; освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет; умение использовать средства защиты от вредоносного программного обеспечения (антивирусов); умение обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов сети Интернет, общении в социальных сетях, в том числе умение защищать личную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода). Очевидно, прочное овладение столь обширным и широким комплексом пользовательских навыков предполагает наличие у обучающихся достаточной теоретической основы, мировоззрения, соответствующего современному уровню развития технологий определенного стиля мышления обучающихся. [11]
В новых стандартах ФГОС делается акцент на таком чрезвычайно важном понятии, как цифровая грамотность. Цифровая грамотность – это способность человека безопасно использовать цифровые технологии для получения, обработки, хранения, передачи информации, осуществления коммуникации и сотрудничества, управления цифровой идентичностью и репутацией, создания и редактирования цифрового контента с учетом знаний об авторском праве, этических норм и ответственности, организовывать безопасность устройств и личных данных, управлять настройкой конфиденциальности информации; осуществлять техническое обслуживание цифровых устройств; обеспечивать сохранение физического и психологического здоровья, социального благополучия, решать проблемы личного, профессионального и общественного характера. [9]
Цифровая грамотность включает знания, умения и навыки, которые соотносятся с компьютерной грамотностью, ИКТ-грамотностью, информационной грамотностью, медиаграмотностью, правовой грамотностью, экологической грамотностью, но не являются прямой их суммой, а представляют собой новую характеристику деятельности, основанную на представлении о цифровом формате информации и том потенциале, который несет цифровая форма данных. Важны содержательные аспекты освещения всех областей цифровой грамотности: технический, информационный, коммуникативный, социальный, ценностный, социокультурный, правовой, когнитивный, креативный, рефлексивный, деятельностный и др. [9]
Основные направления формирования личностных результатов, реализуемых средствами современного учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формирование личностных результатов при обучении информатике в основной школе
Раздел |
Направления воспитательной деятельности |
Цифровая грамотность |
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Ценности научного познания
Формирование культуры здоровья
Трудовое воспитание
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды |
Теоретические основы информатики |
Ценности научного познания
Трудовое воспитание |
Алгоритмы и программирование |
Ценности научного познания
Трудовое воспитание |
Информационные технологии |
Патриотическое воспитание
Эстетическое воспитание
Ценности научного познания
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание |
Непосредственно личностные результаты формируются при освоении обучающимися цифровой грамотности и информационных технологий; опосредованное их формирование происходит за счет контекста предлагаемых ученикам заданий, в том числе в рамках проектной и исследовательской деятельности. [12]
Цифровая грамотность – основа на которой выстроено большинство метапредметных результатов освоения образовательной программы по информатике, которые отражают овладение универсальными учебными действиями: познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия, соответствующие разделу «Цифровая грамотность»
Базовые логические действия:
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
При рассмотрении главы Компьютер – универсальное устройство обработки данных применимы вышеперечисленные умения, аналогии в рассмотрении устройств компьютера при сравнении их с человеком (хранение информации). Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации – важный навык, востребованный при рассмотрении тем «История развития компьютерной техники» или при обсуждении типов компьютеров. Установление причинно-следственных связей также возможно при изучении смены поколений ЭВМ, обсуждении причин, по которым происходило изменение элементной базы, как следствие изменение скоростей вычислений и размеров компьютерной техники.
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Вышеперечисленные умения имеют своё приложение, например при решении задач по темам «Программы и данные», «Компьютерные сети». Поиск нужного файла в системе каталогов компьютера (визуальный или с помощью встроенных средств системы), а также решение задач на поиск количества страниц по запросам в сети Интернет.
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
Данное базовое действие фиксируется при изучении темы «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней», например при разборе вопросов, касающихся угроз информационной безопасности при работе в глобальной сети и методов противодействия им.
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Прогнозирование дальнейшего развития применимо в большинстве тем раздела «Цифровая грамотность». К примеру, изучая историю развития ЭВМ, подвести обучающихся к гипотезе создания и развития новых поколений компьютерной техники.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
Практические задания проводимые при изучении темы «Компьютерные сети» применительно к созданию запросов на поиск информации, отбор и конкретизация данных по нескольким критериям позволяют обучающимся выявлять дефицит той информации, которой они не обладают, что помогает скорректировать курс изучения как обучающимся, так и учителю.
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
Решение задач, к примеру поиск количества страниц по запросу в сети Интернет позволяет обучающимся выбирать способы решения и необходимость иллюстрирования решения диаграммами Эйллера-Венна.
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Действия общения могут быть применимы в большинстве уроков раздела «Цифровая грамотность» при изучении тем в рамках методов активного обучения, таких как «мозговой штурм» и др.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Совместная деятельность обучающихся очень важна и нужна при изучении раздела «Цифровая грамотность». На уроках может быть создана игровая ситуация, которую необходимо разрешить, для чего учащимся необходимо разбиться на группы, что позволит им быстро и качественно справиться с её решением.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать все вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объемам информации.
Универсальные регулятивные действия в рамках раздела «Цифровая грамотность» способствуют развитию у обучающегося важных навыков, позволяющих самостоятельно выбирать свою траекторию и адекватно оценивать свои возможности в мире быстро развивающихся информационных технологий.
Учебный предмет «Информатика», в частности раздел «Цифровая грамотность», обладает значительным метапредметным потенциалом: формирование универсальных учебных познавательных действий (базовых логических действий, базовых исследовательских действий, работы с информацией) поддерживается содержанием обучения; универсальные учебные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность) обеспечиваются организацией учебной деятельности, характерной для сферы информационных технологий; универсальные регулятивные действия (самоорганизация, самоконтроль) целенаправленно формируются в процессе освоения содержания, связанного с алгоритмизацией и программированием.[12]
Конкретизация требований обновленного ФГОС представлена в Примерных рабочих программах по информатике, дающих представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика»; устанавливающих обязательное предметное содержание, предусматривающих его структурирование по разделам и темам курса, определяющих распределение его по классам (годам изучения), предлагающих примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса. В настоящее время разработаны следующие рабочие программы по информатике:
- федеральная рабочая программа учебного предмета «Информатика», базовый уровень (для 7–9 классов образовательных организаций);
- федеральная рабочая программа учебного предмета «Информатика», базовый уровень (для 10–11 классов образовательных организаций);
Все перечисленные выше программы имеют единые целевые установки, конкретизирующие возможности учебного предмета «Информатика» в решении задач, стоящих перед образованием, конкретизируя для раздела «Цифровая грамотность» а именно:
- формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно- технического прогресса и общественной практики, за счет развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
- формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Такой комплекс целей, с одной стороны, опирается на лучшие традиции, сложившиеся в обучении школьников информатике, с другой стороны, учитывает тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом в условиях цифровой трансформации. В единой логике встроены личностные и метапредметные результаты, представленные в Примерных рабочих программах по информатике. [12]
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам.
Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ, тематического планирования курса учителем. [13]
Уровень основного общего образования
Целями изучения раздела «Цифровая грамотность» на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Информатика, в частности раздел «Цифровая грамотность» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. [13]
Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, в частности раздела «цифровая грамотность», находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика», в особенности раздела «Цифровая грамотность» – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. [13]
Уровень среднего общего образования
Информатика на уровне среднего общего образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Раздел «Цифровая грамотность» на уровне среднего общего образования является завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области цифровой грамотности и информационно-коммуникационных технологий, он опирается на содержание курса информатики уровня основного общего образования и опыт постоянного применения информационно-коммуникационных технологий, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. [14]
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре тематических раздела, в рамках дипломной работы рассмотрим раздел «Цифровая грамотность», который охватывает вопросы устройства компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая компьютерные сети, использование средств операционной системы, работу в сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационную безопасность.
Полная информация во вложении.
|