Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: октябрь 2022 г.
Месяц окончания работы: май 2023 г.
Цель: повышение профессионального мастерства, компетентности и теоретического уровня.
Задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Развивать мелкую моторику рук в игре с предметами.
3. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.
Ожидаемый результат:
1. Совершенствование развития мелкой моторики рук.
2. Эмоциональное развитие ребенка.
3. Совершенствование творческих способностей.
4. Совершенствование познавательных способностей.
В работе с детьми использовала следующие методы и приемы:
- пальчиковые игры;
- пальчиковый театр;
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физминутки;
- пальчиковый театр;
- работа с конструктом;
- различные виды аппликаций;
- шнуровки;
- пазлы, мозаика;
- нанизывание бус;
- рисование по трафаретам, штриховка.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В своей работе использую методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи. Я выбрала эту тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни дошкольников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Закрепление знаний полученных на занятии планирую осуществлять через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. Так же совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
План работы на 2022 - 2023 учебный год.
Месяц |
Формы работы |
Сентябрь |
Изучить литературу по данной теме |
Октябрь |
Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей. |
Ноябрь |
Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
Декабрь |
Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. |
Январь |
Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. |
Февраль |
Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций. |
Март |
Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель |
Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование из бумаги в технике оригами. |
Май |
Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. |
Литература:
- Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» ООО «Издательство Астрель», 2006
- Бардышева Т.Ю. «Расскажи стихи руками». Москва, 2014
- Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?». Волгоград, 2012
- Кирий А. «Логопедические игры для малышей». Ростов-на-Дону, 2015
- Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь». Санкт – Петербург, 2013
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
|