Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Материалы для коррекционных школ


Особенности развития речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Рекомендации учителям начальных классов

СКАЧАТЬ (18.4 Kb) 12.02.2024, 18:18
Ипатова Алёна Владимировна
учитель-логопед
Целью логопедической работы является оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основные направления логопедической работы:
1. Коррекция недостатков устной и письменной речи.
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.
3. Обогащение активного и пассивного словаря.
4. Формирование лексико-грамматического строя речи.
5. Развитие коммуникативной функции речи.
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

Были выделены следующие особенности развития речи у обучающихся.
  • Нарушения речи у детей носят системный характер, т.е. затрагивают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону речи.
  • Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (дети не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).
  • У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении.
  • В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
  • В речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
  • Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. Как правило, даже достигнув среднего школьного возраста, наши учащиеся при ответах на вопросы используют чаще одно- двухсловные предложения. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает значительные затруднения у основной массы, или вообще не доступен.  Большинство ребят не понимают смысла прочитанного. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
  • У подавляющего большинства детей нашей школы нарушения звукопроизношения являются полиморфными. (т.е. нарушено сразу несколько групп звуков). Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой и порой детям с ОВЗ необходимо 1,5-2 года для автоматизации поставленного звука, а порой звук в речь так и не вводится. Остается только в изолированном виде. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
  • Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может.  Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, например из-за длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул).
  • У большинства обучающихся наблюдаются стойкие нарушения чтения (дислексия), ошибки при письме (дисграфия).

При дисграфии у ребенка имеются стойкие повторяющиеся ошибки в процессе письма, которые проявляются в искажениях и заменах букв; искажениях звуко-слоговой структуры слова; нарушениях слитности написания отдельных слов в предложении; грамматические ошибки.

При дислексии наблюдается стойкое нарушение технических и смысловых характеристик чтения, что выражается в замедленном темпе чтения, большом количестве ошибок, в трудностях понимания прочитанного.

Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ для учителей начальных классов.

 
  • Важно помнить, что ошибки при чтении и письме возникают не из-за лени и невнимательности, а вследствие недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе чтения и письма.
  • Урок должен строиться с использованием большого количества наглядности для упрощения восприятия материала детьми со статусом ОВЗ.
  • Практически каждый шаг должен сопровождаться комментариями со стороны педагога. Речевое сопровождение не насыщенное, а краткое и четкое, т.к. речевая информация усваивается такими детьми в небольшом объеме.
  • Необходимо учитывать быструю утомляемость детей с ограниченными возможностями здоровья, проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
  • Сложный материал необходимо разделить на отдельные части и давать их постепенно. Например, сложные инструкции к заданиям (упражнениям), которых в учебнике множество, можно разделить на несколько частей. Обучающийся должен повторить инструкцию и последовательно выполнить это задание. Стараемся активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).
  • Дети должны слушать, смотреть, проговаривать. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, и у товарищей, но делать это надо тактично.
  • Важно не торопить неуспешного ребёнка, предоставлять ему дополнительное время для завершения задания.
  • Для таких детей обязательно нужно создавать «ситуацию успеха». Это позволит повысить мотивацию ребёнка и такой подход положительно отразится на его самооценке.


Категория: Материалы для коррекционных школ
Просмотров: 195 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: