Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


методическая разработка на тему"Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе использования детской художественной лите

СКАЧАТЬ (568.5 Kb) 22.06.2018, 11:11
Бородинова Ольга Михайловна
воспитатель, МОУ СОШ № 10 ( ГДДВ )
методическая разработка состоит из актуальности темы, первой части, где раскрываются теоритические основы по данной теме, вторая часть состоит из практики по данной теме исследования и последнее это заключение.
Цель исследования – изучить теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и в процессе опытно-практической работы доказать результативность влияния произведений детской художественной литературы на воспитание гуманных чувств у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания
2. Изучить влияние детской художественной литературы на развитие гуман-ных чувств у дошкольников
3. В процессе опытно-практической работы апробировать педагогические ме-тоды и приемы использования детской художественной литературы, как средства воспи-тания гуманных чувств у дошкольников
4. Проверить результативность проведенной работы
Теоретической базой исследования являются работы Л.А. Пеньевской, А.М. Виногра-довой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой и других, посвященные проблеме нравственного воспитания.

 

                       Актуальность исследования

Возможности воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений в дошкольной педагогике изучались довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось воспитание отношения ребенка к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучение отдельных компонентов гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л.А. Пеньевская, А.М. Виноградова); роль художественной литературы в воспитании гуманных чувств и отношений: (А.М. Виноградова, Л.П. Стрелкова); роль различных видов деятельности: игры (Р.И. Жуковская, Л.И. Лидак др.), труда (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева и других).

В конце 80 – 90-х годов ХХ века снижается  мера  интереса  исследователей к проблемам нравственного воспитания, термин «нравственное воспитание» неоправданно исчезает из содержания некоторых образовательных программ или используется как составляющая термина «социально-нравственное воспитание». Изменение взгляда на патриотическое и интернациональное воспитание выражается в выдвижении на первый план проблем приобщения детей к национальному искусству, к народным традициям, формирования доброжелательного отношения к людям планеты, толерантности. Интерес к проблеме трудового воспитания угасает, уступая место экономическому воспитанию, ставится под сомнение целесообразность воспитания коллективизма.

Исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой и других показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания гуманных чувств детей  дошкольного возраста является художественная литература, которая приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивается его субъективный мир.

В настоящее время недостаточно изучен вопрос детской художественной литературы, что по-нашему мнению  ведет к существенным недостаткам в нравственном развитии ребенка дошкольника. Мы анализировали журналы по дошкольному воспитанию и пришли к выводу, что вопросу воспитания гуманных чувств отводится довольно скромное место. А между тем именно в  дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир,

Цель исследования – изучить теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и в процессе опытно-практической работы доказать результативность влияния произведений детской художественной литературы на воспитание гуманных чувств у  дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания   
  2. Изучить влияние детской художественной литературы на развитие гуманных чувств у  дошкольников
  3. В процессе опытно-практической работы апробировать педагогические методы и приемы использования детской художественной литературы, как средства воспитания гуманных чувств у  дошкольников
  4.  Проверить результативность проведенной работы

  Теоретической базой исследования являются работы  Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой и других, посвященные проблеме нравственного воспитания.

  

 

 

 

                 

Особенности воспитания гуманных чувств у дошкольников

По мнению А.В Запорожца в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.[6,c.2]

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности.

 Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.[8, c.3]

По мнению В.Г.Нечаевой, в  возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте [5, с.10].

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.[8,с.15]

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму [16, с. 70].

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

 

    1. Влияние детской художественной литературы на развитие гуманных чувств у дошкольников

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.[8, c.21]

По мнению, Н.С.Карпинской воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.[11, с.15]

Мы согласны с утверждением А.М.Виноградовой, что при чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.[11, c.30]

По мнению, А.М.Виноградовой художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.[5, с.6]

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к поэзии. Прежде всего, это произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, П.П.Ершова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, С.А.Есенина, из переводных авторов – Р.Киплинга, Ш.Перро, братьев Гримм, Г-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М.Горького, В.Маяковского, С.Маршака, К.Чуковского, С.Михалкова и других.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Например, для воспитания у детей дошкольного возраста гуманных чувств педагог использует сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке».

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог на занятиях, так и вне их.[11, c.16]

По мнению,  Т.А Марковой нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами, то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным могут быть дополнительно использованы следующие произведения: И.Тургенев «Муму», М.Горький «Воробьишко», рассказы Бианки, Чарушина, Пришвина.

Воспитатели продолжают формировать у детей представления о правдивости, доброте, справедливости (Л.Толстой «Косточка», Н.Носов «Фантазеры»).

Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном.[19, с.27]

Рассказ К.Г. Паустовского  «Кот-ворюга» знакомит детей с диким рыжим котом, который воровал каждую ночь. Особенно он досаждал ребятам тем, что съедал червей, приготовленных для рыбной ловли, из-за чего каждый раз срывалась рыбная ловля. Ребята поклялись поймать кота и наказать его за проделки. Но, поймав кота, дети приходят к неожиданному решению: «Надо его накормить, как следует!»[11, c.19]

В беседе важно подчеркнуть, что на добро кот ответил добром, он совершил неожиданный и благородный поступок – прогнал кур, которые на столе склевали гречневую кашу, и куры начали его бояться. В ходе беседы воспитатель задает следующие вопросы: Какой был кот? Понравился ли он вам? Как поступили ребята с котом?

Мы согласны с тем, что тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но и важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли. При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

Определенные трудности у педагога вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Мы разделяем мнение А.М.Виноградовой о том, что художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем.[5,с. 11]

Готовясь к беседе, педагог должен тщательно продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему, они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения.[11, c. 15]

Беседы о сказках «Фея» Шарля Перро, «Гадкий утенок» Г.-Х.Андерсена помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.[8, c.16]

Итак,  воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы нравственного воспитания и влияние детской художественной литературы на воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что детская художественная литература может быть использована для решения различных учебных задач.

 

 

2.1. Начальная диагностика нравственной воспитанности дошкольников

Опытно-практическая работа по воспитанию гуманных чувств у детей  дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы проводилось с сентября месяца 2011 по май месяц 2014 в ГДДВ СОШ 10. Дошкольное учреждение работает по программе «2100».

Целью первого этапа являлось выявление уровня сформированности гуманных чувств у детей дошкольного возраста и уровня осознания детьми нравственных норм.

В работе приняло участие 16 детей дошкольного возраста . В процессе данного этапа использовались следующие методы:

-  методика начальной диагностики «Осознания детьми нравственных норм», разработанная Галиной Анатольевной Урунтаевой.

 Описание данной методики представлено в приложении  №1.

Критерии оценки  предоставлены в протоколах методики по осознанию нравственных норм, предложенные Г.А. Урунтаевой.

 

 Результаты обследования по методике: «Осознание детьми нравственных норм» на начальном этапе опытно – практической работы свидетельствуют о том, что не все дети справились с заданием. Результаты методики по осознанию нравственных норм представлены в приложении  2, таблица 1, 1-а.

Проанализировав ответы детей, мы сделали выводы, что развитие гуманных качеств находятся на разных уровнях, например, чувство доброты у троих детей находится на низком уровне, что составляет 56% показали низкие результаты. Даня С и Алина П. – в своих ответах они называют нравственную норму, оценивают поведение детей как положительное или отрицательное, но не могут мотивировать свою оценку.

39% показали средний результат. Алена В и Семен Л. называют нравственные нормы, но осознают их не совсем. Леня К и Маша Н не мотивируют свои оценки того  или иного поступка, но правильно оценивают поведение детей.

Высокого результата добились 5% детей . Вика Т и Влада С хорошо осознает нравственные нормы, дает четкие и развернутые ответы, что позволяет нам говорить о том, что девочка осознает нравственные нормы на высоком уровне.

Таким образом, мы видим, что большинство детей 56% в начале года показали низкие результаты.

Совсем другие результаты получились при  проверке такого нравственного качества как дружба.

67%показали низкий результат. Даня С и Вика. К оценивают поведение детей как хорошо или плохо, правильно  или неправильно, испытывают трудности при мотивации своей оценки.  Егор Л и Алена В испытывали  трудности  при оценке поступков детей.

Средний результат показали 33% детей. Аделина С и Вика Ж еще не совсем осознают нормы поведения, тем самым показывая, что в нравственном воспитании у них преобладает средний уровень развития. Влада С называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но мотивировать свою оценку у нее еще не совсем получается.

Высоко же результата нет ни у одного ребенка.

Таким образом, мы видим, что большинство детей 67% в начале года показали низкие результаты.

При проверке такого качества как вежливость нами были получены такие результаты:

Низкий результат показали 44% детей. Большинство детей затруднялись оценивать поступки своих товарищей. Кирилл Ф и Алина П оценивали поведение детей как правильно или, наоборот, неправильно. Испытывали очень большие трудности при формулировке нравственной нормы. Леня К не мог оценить поступки детей.

44% показали средний результат. Дети в основном придерживались правильных ответов, но испытывали затруднения при мотивации своей оценки.  Варя Ф и Вика К – девочки предлагают общественно одобряемый способ поведения, они, правильно оценивают поведение своих товарищей, но почему именно так они оценивают поступки детей они сказать не могут.

Высокого результата добились 12% детей. Эти дети правильно четко и ясно, развернуто  дают ответы на представленные ситуации. При ответе они опираются на нравственную норму, которая превращается в мотив поведения. Здесь можно говорить о формировании сознательной нравственности, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и при этом мотивируют свою оценку, то есть могут объяснить почему они поступили именно так, а не по-другому.

При проверке такого нравственного качества как взаимопомощь мы увидели, что:

44%находится на низком уровне развития. Практически все дети испытывали трудности при оценке поступков, которая носила более обобщенный характер.Кирилл Ф и Семен Л. И еще не совсем осознают нравственные нормы поведения, свои ответы они не мотивируют.

Средний результат показали 56 %.  Алена В и Саша В правильно оценивали поведение детей, сразу назвали нравственную норму, но почему они именно так поступили, не могли сказать.

Результаты работы на начальном этапе представлены в диаграмме, которая показывает начальный уровень осознания детьми нравственных норм. (Приложение 2).

Таким образом, в ходе проведенной диагностики, мы увидели, что у большинства детей гуманные чувства (дружба, вежливость, взаимопомощь доброта) находятся на низком уровне развития. Это значит, что дети оценивают поведение своих сверстников как положительное или отрицательное, но при этом они свою оценку не мотивируют и правильную норму не формулируют. У некоторых же детей осознание нравственных норм, с проведением первичной диагностики, находится на среднем уровне, то есть дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение своих товарищей, но не мотивируют свою оценку.

Результаты начальной диагностики помогли нам увидеть, насколько дети были подготовлены к началу опытно-практической работы, на каком уровне они осознают нравственные нормы и на каком уровне у них сформированы гуманные качества.

Также в своей работе мы использовали метод подготовленной беседы с воспитателями, с целью выявления использования детской художественной литературе в работе по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы для беседы представлены в приложение 5.

В беседе принимало участие 12 воспитателей. При проведении беседы с воспитателями мы стремились выяснить, используют ли они художественную литературу в работе по воспитанию у детей гуманных чувств. В беседе с воспитателями мы выясняли, считают ли важной и необходимой работу по воспитанию гуманных чувств у детей в детском саду.

Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что 67%понимают смысл и значение воспитания гуманных чувств у дошкольников, используют в своей работе произведения детской художественной литературы.

33%считают не обязательной работу по воспитанию гуманных чувств.

 50% воспитателей числе средств воспитания гуманных чувств  называют и художественную литературу.

83% без труда привели примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания гуманных чувств(например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова и др.).  (см. приложение5).

 Следующим методом исследования было анкетирование родителей  по вопросу воспитвания гуманных чувств (приложение 5).

Цель: выяснить каким образом родители воспитывают у своих детей гуманные чувства.

В анкетировании принимало участие 16 родителей. В процессе анкетирования мы выясняли ведется ли дома работа по воспитанию гуманных чувств, какие средства при этом используют, читаются ли дома детям произведения детской художественной литературы, а также выясняли какое значение играет воспитание гуманных чувств у детей.

Анализ данных свидетельствует о том, что у 55% родителей работа по воспитанию гуманных чувств ведется в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств.

В частности, только 2 родителя отнесли  детскую художественную литературу к средствам воспитания гуманных чувств.

44% считают, что основным средством воспитания является беседа.

39% отнесли к средствам воспитания примеры, образцы.

6% назвали такое средство воспитания как мультфильмы.

17% не придают значение воспитанию гуманных чувств.

83%, наоборот, придают очень большое значение воспитанию гуманных чувств.

 Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания  гуманных чувств детей.

Таким образом, в ходе проведенной беседы с воспитателями мы выяснили, что большинство из низ считают работу по воспитанию гуманных чувств в дошкольном учреждении не обязательной, но значение и смысл данной работы понимают.

В процессе анкетирования  родителей мы выяснили, что работа по воспитанию гуманных чувств ведется у половины родителей, но они используют ограниченый набор среств, в частности только несколько родителей назвали детскую художественную основным средством воспитания.

 

 



Категория: БЛОГИ
Просмотров: 945 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: