Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Конспект урока "Ленточный орнамент в стиле народов Поволжья. Правила построения.Композиционный ритм"

СКАЧАТЬ (83.5 Kb) 30.10.2025, 22:44
Гриднева Наталия Сергеевна
Преподаватель изобразительного искусства
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка
Современная культура. обладает огромным наследием в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаментальном искусстве.
Орнамент – часть материальной культуры общества. Орнамент не может существовать отдельно от определенного произведения искусства, произведением искусства является сам, украшенный орнаментом предмет. Творческое освоение декоративно – прикладного искусства предшествующих эпох также обогащает практику современных художников и архитекторов.
При глубоком изучении роли и функции орнамента, становится очевидным, что значимость его в произведениях искусства намного больше, чем украшательская и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах найденных артефактах. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, которая позволяет определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.
Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия орнаментальной культуры своего края способствует воспитанию не только художественного вкуса, но и формированию представлений в сфере истории культуры малой Родины, делая более значительным внутренний мир и прививая особое отношение к своей аутентичности.
 
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Ленточный орнамент в стиле народов Поволжья. Правила построения. Композиционный ритм».
План урока:
I. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
Приветствие.
Психологический настрой.
II. Актуализация знаний учащихся.
Просмотр презентации. Повторение пройденного материала. Обобщение ответов.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение методики рисования орнаментов в полосе.
Просмотр наглядных материалов.
IV. Практическая работа.
Рисование геометрического монохромного орнамента в полосе.
V. Подведение итогов урока.
VI. Уборка рабочих мест.

Тема урока: Ленточный орнамент в стиле народов Поволжья. Правила построения. Композиционный ритм.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: научить создавать ленточный орнамент в стиле народов Поволжья.
Задачи обучения:
1) Познакомить учащихся с правилами построения ленточного орнамента и особенностями Поволжского орнамента.
2) Обеспечить усвоение обучающимися закономерностей построения линейно-ленточного орнамента.
3) Научить применять имеющиеся знания на практике.
Задачи воспитания:
1)  Воспитывать устойчивый интерес и положительное отношение к русской культуре и традициям своего края.
2)  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение замечать особенности различных видов орнамента.
3) Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
4) Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.
5) Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

Задачи развития:
1) Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач.
2) Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.
3) Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.

Методы обучения: объяснительно-интерактивный, беседа и рассказ, творческая работа учащихся.
Материалы: бумага формата А4, карандаш, ластик, черные маркеры, фломастеры.
Форма урока: групповая.
Для проведения открытого урока проделана следующая подготовительная работа:
Подготовлена презентация по теме урока.
Образцы ленточного орнамента.
Проведена исследовательская работа по изучению особенностей Поволжского орнамента.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.
Сообщение темы урока и его цели.

2. Актуализация знаний учащихся.
Показ презентации. Беседа по вопросам и обобщение ответов.
Правила поведения на занятиях.
Дать ответы на вопросы: «Что такое орнамент?», «Где применяется орнамент?», Какие символы Поволжского орнамент запомнили и их обозначения».
 
3. Объяснение нового материала. 

Мы сейчас познакомимся с новыми для вас понятиями – ленточный орнамент; рассмотрим особенности построения орнамента в стиле Поволжских мастеров.  Узнаем, что такое ритм в орнаменте. А пока давайте вспомним, что же такое орнамент. Просмотр презентации на тему: «Орнамент».
 
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». Основной признак орнамента - это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается. Орнамент мы можем встретить: в одежде, в предметах обихода и тд.


Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов. Мы живем с вами в среднем Поволжье, а Поволжье всегда, с древних времен было многонациональным. Здесь жили не только русские, но и татары, марийцы, казахи. мордва, чуваши. Сплетение сакральных традиций этих народов легло в основу Поволжского орнамента. Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам сейчас непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.
Что такое "символ”? Для примера возьмем самое простое и всем понятное: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето. Так рисуют дети: зима - значит на рисунке будут снежинки, дождь - крупные капли, и т.п.
Давайте посмотрим основные символы в орнаменте.

Полная информация во вложении.


Категория: Уроки, конспекты
Просмотров: 246 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: