Главная » Методическая копилка » КОНКУРСЫ » Коллекция сценариев


Сценарий внеклассного мероприятия по физике «Путешествие в страну Плотности»

СКАЧАТЬ (382.3 Kb) 30.04.2019, 23:37
Скулкина Татьяна Геннадьевна
учитель физики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Светлого Калининградской области

II Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Коллекция сценариев»

Сценарий внеклассного мероприятия по физике
«Путешествие в страну Плотности»

Автор:
Скулкина Татьяна Геннадьевна,
учитель физики

Светлый, 2019
Методическая новизна: Физика является одной из главных естественнонаучных дисциплин, помогающих развитию интеллектуальной сферы человека. А, как известно, интеллект проявляется не только в мыслительной, но и в предметной деятельности человека. Экспериментальное решение задач предполагает оба вида деятельности. Новизна и простота содержания предлагаемых в работе физических задач, вариативность в выборе экспериментальных методик и средств, необходимая самостоятельность мышления при разработке и анализе физической и математической моделей, создают предпосылки для формирования творческих способностей учащихся.

Целевая аудитория: учащиеся 7 классов.

Целеполагание: продолжить формирование навыков применения знаний о плотности вещества посредством решения занимательных экспериментальных задач.
Задачи мероприятия:
1. Образовательные
Формирование познавательных УУД:
Формирование умений владеть способами выполнения расчетов при нахож¬дении плотности тела, объема, массы;
Формирование умения учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел;
Совершенствовать умения использовать справочный материал при решении физических задач;
2. Развивающие задачи
Формирование регулятивных УУД:
Планирование последовательности действий при решении проблемной задачи;
Формирование умений делать выводы и обобщения;
Развитие логического мышления, воображения, гибкости ума, интуиции;
Формирование коммуникативных УУД:
Развитие умений работать в группе;
Осуществление взаимной оценки полученных знаний;
3. Воспитательные задачи
Осознание роли физического эксперимента как источника знаний;
Формирование чувства коллективизма и ответственности за результаты коллективной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: применять знания о плотности вещества при решении задач, производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, делать выводы, анализировать результаты, кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, преобразовывать единицы измерения в СИ.
Личностные: использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, вырабатывать ценностное отношения друг к другу, проявлять инициативу.
Метапредметные: воспринимать и перерабатывать информацию, уметь работать в группе, анализировать результаты, полученные при решении задач, отстаивать свои взгляды.
Методы обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, коллективные способы обучения.
Оборудование: наборы лабораторного оборудования по группам, справочные таблицы по физике.

Ход мероприятия

1.Организационный этап.
Приветственное слово учителя. Представление персонажей.
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы попали в гости к тетушке Массе и дядюшке Объему, которые живут в далекой и прекрасной стране Плотности. (Помощники учителя – старшеклассники: Тетушка Масса – девочка в объемном костюме; дядюшка Объем – мальчик в пиджаке и цилиндре с буквой «V» на цилиндре).
Все то, что вы видите на своих столах, выращено и создано на этих землях (состав наборов комплектов). Для того, чтобы воспользоваться дарами страны, нужно обладать физическими знаниями о плотности вещества. Первоначально мы разделимся на команды по тем картинкам, которые вы выбрали, когда зашли в гости тетушке Массе и дядюшке Объему. (Приложение)
2. Актуализация знаний.
Проводит тетушка Масса. Первая команда, поднявшая руку, получает право на ответ. В случае правильного ответа команда получает +5 баллов. При неправильном варианте ответы предлагают команды – соперники. Дядюшка Объем следит за порядком ответов команд и подсчитывает баллы команд в конкурсе.
1.Что показывает плотность? (Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3.)
2. Что называют плотностью вещества? (Плотностью вещества называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.)
3. Как определить плотность вещества? (Чтобы определить плотность вещества, нужно массу тела разделить на его объем.)
4. По какой формуле рассчитывается плотность вещества? (ρ = m/V)
5. Какова единица определения плотности в СИ? (кг/м3)
6. Какие внесистемные единицы измерения плотности вы знаете? (г/см3)
7. Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность его вещества? (Чтобы рассчитать массу тела, если известны его объем и плотность, надо плотность умножить на объем.)
8. Как найти объём тела, если известна плотность вещества и его масса? (Чтобы вычислить объем тела, если известна его масса и плотность, надо массу разделить на плотность.)
3. Постановка учебной проблемы.
Проводит дядюшка Объем. Тетушка Масса следит за порядком ответов и подсчитывает баллы команд.
Ребята, разгадайте шараду, и вы узнаете, что любят делать люди в стране Плотности.
Первое — предлог.
Второе — летний дом.
А целое порой решается с трудом. (Задача. Люди любят решать задачи).
За верный ответ команда получает +5 баллов.
Предлагаем вам ознакомиться с задачами.
Стадия осмысления (составление плана работы).
План работы.
1.Распределение задач между командами;
2. Объяснение порядка решения задачи, оформления рабочего листа (Приложение);
3.Разбор критериев для оценивания работы в группе, оформления оценочного листа (Приложение).
Обратите внимание, у вас на столах находятся рабочие и оценочные листы. В течение всего мероприятия вы будете с ними работать.

4. Выполнение экспериментальных заданий
Каждая команда работает с выданным оборудованием. При затруднении группа может получить подсказку № 1, от тетушки Массы в случае дальнейшего затруднения – подсказку № 2 от дядюшки Объема. За использование каждой подсказки у команды снимается -5 баллов.


команды Содержание задачи Оборудование Подсказка
1. Определите массу пачки сахара-рафинада. Пользоваться весами нельзя. пачка сахара, линейка.
№1.Найдите объем одного кусочка сахара, предварительно определив его размеры. Воспользуйтесь справочными данными.
№2. Найдите массу одного кусочка сахара. Посчитайте число кусочков сахара в пачке.
2. Определите объем кусочка сахара из пачки. Линейкой пользоваться нельзя.
пачка сахара. №1. Узнайте по упаковке массу пачки сахара. Воспользуйтесь справочными данными.
№2. Рассчитайте объем, который занимает сахар в пачке, зная его массу и плотность. Посчитайте число кусочков сахара в пачке.
3. Определите объем яблока.
2 яблока одного сорта, мензурка, весы, нож, вода в стакане.
№1.Определите плотность одного из яблок, разрезав его. Определите его массу и измерьте объем кусочка яблока
№2. Измерьте массу второго целого яблока. Зная плотность яблока, рассчитайте его объем.
4. Определите, из какого материала изготовлена ложка.
ложка, мензурка, динамометр, вода №1. Определите вес ложки. Найдите ее массу.
№2. С помощью мензурки найдите объем ложки. Зная массу и объем ложки, рассчитайте ее плотность.
5. Перед вами волшебная палочка. Она выполняет желания, если разгадать ее секрет. Секрет заключается в веществе палочки. Разгадайте секрет и загадайте желание. «волшебная палочка», весы, линейка.
№1. Определите размеры палочки с помощью линейки. Рассчитайте ее объем.
№2.Измерьте массу палочки. Воспользуйтесь формулой для расчета плотности.
6. Определите, какую массу будет иметь пузырек с медом.
пузырек, весы, вода, мензурка, мед в пластиковой коробке. Ложка не предусмотрена. №1. Определите вместимость пузырька, воспользовавшись мензуркой.
№2. Воспользуйтесь справочными данными. Рассчитайте массу меда в пузырьке.

5. Защита выполненного задания
Каждая группа публично демонстрирует результаты своей работы. Форма представления - устный доклад, в котором присутствуют элементы: 1) цель задания, 2) описание оборудования, 3) план работы, 4) результаты эксперимента, 5) ответ на вопрос задачи. За каждый верный элемент защиты работы команда получает +5 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполнение задания составляет 25.
Другие учащиеся, тетушка Масса и дядюшка Объем задают вопросы по ходу выступления, предлагают свои методы решения задачи (по возможности). За новый предложенный метод решения задания команда получает +10 баллов, критерий оценивается учителем.
Проводится анализ работы группы и каждого участника в группе согласно критериям (Приложение). Анализ работы группы оценивается учителем +5 баллов.

6. Рефлексия
Учитель предлагает обвести свою ладонь на листе и отметить свою позицию, ставя знак «плюс» или «минус» на пальце:
- большой палец — мне было интересно в стране Плотности;
- указательный палец — я узнал новое для себя;
- средний — мне было трудно выполнять задания;
- безымянный — мне было комфортно с тетушкой Массой и дядюшкой Объемом;
- мизинец — мне не понравилось.
Подведение итогов мероприятия. Подсчет общего количества баллов каждой команды. Определение победителя. Награждение участников грамотами.
Учитель, тетушка Масса и дядюшка Объем благодарят всех ребят за участие, желают творческих побед и ждут к себе в гости снова!

Приложение

Карточки для разделения участников по командам

Форма отчета работы группы



Критерии оценивания работы в группе




Список использованных источников

1. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин.– М.: Дрофа, 2014.
2. Физика. 7 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович. – М. : Дрофа, 2015.
3. https://pngtree.com/freepng/honey_642485.html
4. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=18c3ea8f1d09692dd9e695d2fbf18b54-l&n=13
5. http://produkt26.ru/bakaleya/sol-sahar/sahar-rafinad-1000-gr/
6. https://yandex.ru/collections/card/5a5e32b8215a84009e9ad0a9/
7. https://www.sprinter.ru/shop/goods/volshebnaya-palochka-art-kl-36128-2175703/
8. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1841277-sharada1-predlog-2-letnij-dom-a-celoe-poroj-reshaetsja-s-trudom-chto-eto.html

Категория: Коллекция сценариев
Просмотров: 34 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: