Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Сценарии, игры, мероприятия


занятие прогулка по зимнему лесу

СКАЧАТЬ (141.3 Kb) 07.09.2019, 13:55
Тютюкова Юлия Сергеевна
музыкальный руководитель

Конспект музыкального занятия "На прогулку в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "На прогулку в зимний лес", способствует развитию у детей музыкальных способностей, речи, движения, познавательных интересов и умение решать проблемные задачи, адекватные возрасту, через музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.

Занятие рекомендуется проводить до новогодних и рождественских праздников.

Цель: обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года, через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, инсценированием песен и музыкальных игр; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с миром природы.

Задачи:

- формировать правильное дыхание;

- формировать способности детей к импровизации, самостоятельности в выборе действий для передачи образа;

- формировать умение самостоятельно переносить приобретённые знания в новые условия;

- развивать воображение, творческие и музыкальные способности, певческий диапазон, фонематическое восприятие через звуки;

- развивать речь детей, как средство общения и способ познания окружающего мира;

- развивать тактильно-двигательную активность, координацию движений, умение согласовывать свои движения с музыкой;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку;

- воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: искусственные ёлочки, "сугробы", "домик-норка" зайчика, "берлога" медведя из белой ткани, бумажные снежинки, хрустящие комочки из целлофана, фигурки снегирей,игрушки: зайчик, белочка; шапочки-ушки белочек; кормушки для птиц; сухой лёд, бубенцы;новогодние украшения для ёлки; корзиночки, сумочки, мешочки, бочонок с мёдом и вареньем; угощение для лесных жителей; музыкальный центр, фонограмма свиста ветра, подсветка "Дискошар".

Ход занятия.

Занятие начинается в группе, где воспитатель проводит беседу с детьми.

Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний сказочный лес. Там мы увидим много интересного, полюбуемся его зимней красотой, встретимся с его лесными жителями-птицами и зверюшками. Узнаем, ка кони живут зимой в лесу. Давайте с вами оденемся потеплее.

Проводится логоритмическое упражнение "Одевалочка" (авторская разработка)

Мы оденем кофты, тёплые штаны,

Шапки, шубы, валенки,

Варежки, шарфы.

Вот и всё- готовы мы!

Все оделись? А теперь, не забудьте взять угощение и подарки, которые вы приготовили для лесных жителей. Они им очень обрадуются.

Дети берут с собой кормушки, корзиночки, угощения, новогодние украшения, сделанные своими руками. Все проходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель.Вижу- все готовы к прогулке: тепло оделись и подарки лесным жителям не забыли взять. Предлагаю доехать до зимнего леса на санках. А чтобы было веселее, возьмём в дорогу песенку и звонкие бубенцы.

Дети исполняют 1-ый и 2-ой куплеты песни "Саночки" (Муз. А. Филиппенко, сл. Волгиной)

Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали! Вы только посмотрите вокруг!

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Воспитатель включает подсветку "Дискошар".

Музыкальный руководитель.Посмотрите, какие красивые снежинки кружатся в воздухе. Давайте послушаем про них стихотворение.

1 ребёнок. Посмотрите-кружится снежинка,

Словно одуванчика пушинка

Долго наблюдаем мы за ней:

Как она мелькает средь ветвей.

Плавно опустилась на сучок,

Замерла как белый паучок (С. Пронин)

2 ребёнок. Белая снежинка,

Лёгкая пушинка,

Ты откуда к нам пришла

И подружек привела?

Все теперь они кружатся

В вихре вальса над землёй.

Дети Дедушки Мороза

И метели ледяной.(М.Пиудунен)

Воспитатель включает в записи пьесу А.Стоянова "Снежинки".

Музыкальный руководитель. Слышите, какая сказочная музыка звучит? Это Дед Мороз своим волшебным посохом играет на сосульках вальс для снежинок. Давайте и мы покружимся вместе с ними в красивом танце.

Дети берут со стульчиков заранее приготовленные бумажные снежинки и импровизируют движения танца. Взрослые корректируют движения детей.

Музыкальный руководитель. Прислушайтесь. Как тихо в лесу. А какой замечательный морозный воздух: свежий, чистый, прохладный. Вы чувствуете, дети?

Проводится упражнение на дыхание "Аромат" Е.Макшанцевой (с использованием бумажных снежинок).

Музыкальный руководитель. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю её.

Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла, засверкала.

Холодная, белая, нежная, нежная

И такая красивая...она ведь- снежная.

Не спеша нюхает снежинку несколько раз, делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:

-Ах! Аро-мат! Аро-мат!Дивный аромат!Чудесный аромат!

Затем предлагает детям понюхать каждому свою "снежинку" и хором произнести: "А-ро-мат!"

Упражнение выполняется несколько раз; затем "снежинки" можно положить на стульчики.

Музыкальный руководитель. Холодно в лесу. Не слышно весёлого щебетанья птиц. Посмотрите внимательно по сторонам. Может кто-то из вас заметит их?

Дети оглядываются по сторонам и замечают сидящих на ветках фигурки снегирей.

Музыкальный руководитель. Давайте подойдём поближе.

Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н.Нищевой "Снегири"

Музыкальный руководитель. Вот на ветках, посмотри (дети качают руками над головой).

В красных майках снегири (повороты туловищем),

Распустили пёрышки (частые потряхивания кистями рук),

Греются на солнышке (прыжки на двух ногах),

Головой вертят (повороты головы),

Улететь хотят!(бег на месте с махами рук).

Воспитатель. Подождите, снегири! Не улетайте! Дети, давайте угостим птиц. Вешайте кормушки, доставайте угощение, которое вы им приготовили.

Дети с помощью взрослых вешают на ветки кормушки и насыпают в них зёрна, крошки, семечки.

Музыкальный руководитель. Не часто можно встретить на зимних тропинках лесных зверей. Но до зимы, всю осень, они трудились. А кто мне скажет как? (утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки). Давайте посмотрим, как зимуют лесные звери.

Все подходят к "сугробу-домику" зайчат.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, какой сугроб. И ушки из него торчат. Чей-же это домик? А ну-ка, угадайте: Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь.

С длинными ушами...

Дети. Заяц!

Музыкальный руководитель. Скажите, а как зайцы к зиме готовятся? Впадают ли они в зимнюю спячку?

Дети высказывают предположения: меняют шубку- она становится белой. Так зайчик не заметен на снегу и ему легче спрятаться и убежать от хищников: волка и лисы. Зимой зайцы не спят.

Музыкальный руководитель. А покажите, чем они занимаются?

Дети инсценируют песню "Зайка" (Муз. Г.Портнова, сл. В.Суслова// Музыкальный руководитель.- 2006.- №1.- с. 72).

Воспитатель. Делают ли зайцы себе запасы пищи?(Нет, не делают). А тогда чем же они питаются зимой?(Корой деревьев, сухой травой, корешками, добывая всё из-под снега).Давайте отдадим наще угощение зайчатам. Какому угощению они обрадуются?

Дети оставляют возле "норки" морковку, капусту, траву, яблоки.

Музыкальный руководитель. Пойдемте дальше (подходят к другому сугробу, из которого идёт "пар").

Слушайте мою загадку: Все тропинки, все дорожки

Белым снегом замело.

А у Бурого в берлоге

Тихо, сухо и тепло.

Над берлогой пар струится-

Лежебоке лето снится.

Догадайся и ответь-

Кто в берлоге той?

Дети. Медведь!

Музыкальный руководитель. Ребята, а как вы думаете, сейчас, зимой,мишку можно будить? (Нет, зимой медведя тревожить нельзя, потому что он впадает в спячку.)Давайте проведём с вам игру "Медведь".

Проводится речевая игра "Медведь" Т.Алёхиной на стихи И.Токмаковой.

Дети берут в руки "комочки" из сильно шуршащей бумаги и одновременно выполняют движения и проговаривают слова:

Как на горке снег, снег

И под горкой снег-снег (шуршат целлофаном)

А под снегом спит медведь (сопят или храпят)

Тише, тише...Не шуметь!(поворачиваясь друг к другу, прикладывают палец к губам: "Тсс,тсс...")

Музыкальный руководитель. Весной, когда медведь выйдет из спячки, он будет очень голодный, совсем без сил, давайте оставим ему угощенье. Думаю, он очень порадуется нашему сюрпризу. А какое угощенье его больше всего обрадует?

Дети высказывают свои предположения и оставляют у "медвежьей берлоги" мёд, варенье, сушёные ягоды.

Музыкальный руководитель. А теперь послушайте ещё одну загадку:

На ветке не птичка,

Зверёк-невеличка.

Мех тёплый, как грелка.

Кто это?

Дети. Белка!

Музыкальный руководитель.Правильно.А вы знаете, где у белочки домик? (на дереве, в дупле). Предлагаю вам на время превратится в белочек и показать, как они готовятся к зиме.

Покружитесь, покружитесь-

В белочек все превратитесь!

Дети кружатся и одевают шапочки-ушки белочек. Проводится инсценировка "Песни белочек" Е. Еранцевой // Музыкальный руководитель.-2009.-№7.- с. 23 и Музыкальный руководитель.- 2007.-№6.-с. 54).

Музыкальный руководитель. А теперь опять станем ребятками:

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!

Дети кружатся; снимают шапочки белочек.

Воспитатель.Надо угостить нашу белочку. Какое угощение вы ей принесли? (отдают сушёные грибы, орехи, жёлуди).Вот и накормили мы всех лесных жителей.

Музыкальный руководитель.(поёживаясь).

По-моему, мороз крепчает. Что-то холодно стало. Вижу, и вы замёрзли.Давайте погреемся.(проводится массажная игра "Зимняя разогревалочка" М.Картушиной а стихи М.Рузиной.

Если замерзают руки,

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть.

(Дети медленно растирают ладонь о ладонь)

Сначала ладошки,

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

(Дети растирают ладоши всё быстрее и быстрее)

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня,

Вот, потрогайте меня!

(вытягивают вперёд раскрытые ладони)

Вот и согрелись. Вижу, вы мороза не боитесь.Скажите, нравится ли вам зима? А что вам нравится зимой?

Дети исполняют песню "Что нам нравится зимой?"(муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой)

Музыкальный руководитель. Зимой к нам приходит самый любимый праздник-Новый год.А давайте и мы устроим для лесных жителей праздник. У нас остались новогодние украшения, которые мы принесли с собой. Что же нам с ними делать?(дети высказывают свои предположения:подарить лесным жителям, украсить ими ёлочку и др.)

Дети украшают ёлку самодельными игрушками, сделанными своими руками: бусами,шарами, сосульками, снежинками.

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, а понравится ли им наш подарок?(дети высказывают своё мнение).

Ребята, какие вы молодцы, что позаботились о лесных жителях. Я думаю, что наше угощение поможет им пережить холодную зиму, а красиво украшенная ёлка-весело встретить новогодний праздник. А на память о нашей прогулке предлагаю взять с собой вот эти лесные шишки. Из них мы сделаем украшение для нашей новогодней ёлки.(дети собирают в корзинки, сумочки шишки, лежащие под ёлками).

Воспитатель включает фонограмму свиста ветра.

Музыкальный руководитель.Слышите, опять ветер засвистел, метель дорожки заметает.

Проводится фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова "Ветер".

Бродит ветер по дорогам:"У-у-у!"

Наметает он сугробы:"У-у-у!"

Песню он поёт свою:"У-у-у!"

Завывает ветер в трубах:"У-у-у!"

(текст произносится в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха"дуем на свечку").

Воспитатель. Пора нам домой возвращаться, пока все тропинки в лесу не замело. Скорей садитесь в санки. С весёлой песенкой мы быстро домчимся до детского сада.

Под песню "Саночки" А. Филиппенко дети покидают зал.

 

 

 

 

 

ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

 

Слова: А. Коваленкова Музыка: Л. Книппера

 

 

 

C:\Users\Администратор\Desktop\Снимок.PNG

 

 

 

 

 

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

 

 

 

Подняла лисица крик —

Зашумел темный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

 

 

 

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

 

 

 

Дети выполняют движения согласно тексту.

При исценировании песен, прежде всего, развивается в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

 

 

 

 



Категория: Сценарии, игры, мероприятия
Просмотров: 26 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: