Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Современный урок музыки по ФГОС

СКАЧАТЬ (22.8 Kb) 25.06.2018, 16:00
Гусева Лариса Владимировна
учитель музыки МБОУ "Гимназия №1" г. Ангарска
Урок-главная составляющая учебного процесса. Как спроектировать такой урок, на котором можно было бы «объять необъятное»? А именно: решить задачи развития, воспитания и обучения, развить предметные, личностные и метапредметные УУД. Каждый из нас, коллеги, находится в постоянном поиске тех методов, приемов и форм, которые сделают наши уроки интересными и нужными детям.
Можно выделить несколько источников формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; НО мы не можем его изменить, т.к. работаем по определенным программам, регламентирующим содержание учебного предмета. Во-вторых, сам процесс организации познавательной деятельности учащихся. Третий источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и учителем.
Метод, который я описываю, относится к разряду методов, определяющих процесс организации урока. Он называется – МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА.
Маршрутный лист – графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены возможности индивидуальной или групповой работы и вариативность обучения.
Маршрутный лист – это путеводитель для ученика, с помощью которого он осуществляет самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, формулирует и самостоятельно решает задачи урока, реализовывает для себя цель урока.
Какие возможности несет в себе использование маршрутного листа?
1. Маршрутный лист – это своего рода контракт на работу ученика на уроке. Получив индивидуальный лист, где уже впечатано имя ученика, он понимает, что должен сдать его в конце урока заполненным.
2. Для ученика нет риска попасть в ситуацию неожиданного вопроса, а значит в ситуацию неудачи. Следовательно, растет мотивация, которая, как известно, напрямую связана с ситуацией успеха или неудачи.
3. Различная степень сложности заданий дает возможность работать с учетом своих возможностей, но при этом видеть и отмечать зону ближайшего развития, читая вопросы повышенного уровня.
4. У ученика есть возможность оценить свою работу на уроке самостоятельно. И дополнительная возможность – оценить работу своих одноклассников.
Таким образом, оценив только плюсы работы в формате маршрутного листа, мы убеждаемся в том, что такая форма способна повысить интерес к уроку в несколько раз. Ценность Маршрутного листа в его способности решать много задач на уроке. Кроме того, это и организующее средство: в течение всего урока учащиеся удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут составить план деятельности, восстановить свои действия, найти ошибки.
Кроме того, маршрутный лист работает на развитие самостоятельности, а это, как известно, тоже одна из задач стандартов второго поколения.
Впервые услышав о маршрутном листе, я попыталась найти алгоритм создания маршрутного листа. Но поиск не увенчался успехом. Я расскажу о том, как я создаю маршрутный лист и покажу один из вариантов. Надо заметить, что создание маршрутного листа к уроку – процесс трудоемкий и затратный по времени.
Итак, шаг 1.Создаем матрицу урока
Этап урока
1. Организационный момент
2. Актуализация имеющихся знаний
3. Изучение нового материала
4. Применение новых знаний
5. Итог урока
6. Домашнее задание

Шаг 2 Продумываем деятельность учеников на уроке
Этап урока Формы работы Деятельность ученика
1.Организационный момент Кроссенс Отвечают на вопросы, работают по схеме, ищут ключевое слово.
2.Актуализация имеющихся знаний Просмотр видеоролика Выявляют главную мысль ролика, формулируют цель и задачи урока.
3.Изучение нового материала Мини-лекция учителя
Работа учащихся с отрывком статьи
Заполнение таблиц
4.Применение новых знаний Игра «Данетка» Отвечают на вопросы, осуществляют самопроверку знаний.
5.Итог урока Формулировка выводов по уроку
Заполнение поля «Рефлексия урока»
6.Домашнее задание Знакомятся с двумя вариантами домашнего задания Выбор учащимися варианта домашнего задания из двух разноуровневых вариантов.

Шаг 3 Прописываем сам маршрут урока с конкретными заданиями для учеников, указывая уровни и варианты заданий.
Маршрутный лист урока
Ф.И.учащихся_______________________________________________________________
Задание 1 Сформулируйте проблему урока___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что необходимо сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?
____________________________________________________________________________
Задание 2
Внимательно слушайте лекцию, заполняйте графы в таблице
Ключевые слова и факты темы Имена композиторов, сочинявших духовную музыку *** Отличительные особенности русской духовной музыки




***Задание повышенного уровня: выделите отличительные особенности русской духовной музыки, заполните столбик № 3
Задание 3 Работая в течение урока, заполните пустые графы в словаре урока
Словарь урока
Партесное пение (от позднелат. partes — партии, голоса — род русской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в православном богослужении у русских, украинцев и белорусов

A capella Жанр хорового творчества русских композиторов, зародившийся в XVII веке.

Духовный концерт
Литургия (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение

Всенощная
Херувим
***Найдите и исправьте ошибку в словаре урока
Задание 4
Прочитайте текст и создайте таблицу «История русского духовного концерта»
***Озаглавьте графы в таблице




Русский духовный концерт
Жанр духовной хоровой музыки. Концерт с исполнением произведений церковной музыки. Возник в XVIII веке в период русского Просвещения– период расцвета личностного творчества. В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.
Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения, написанные в этом жанре исполняются в программе концертов классической музыки, звучат на телевидении. Композиторы, писавшие музыку в жанре русского духовного концерта: Дмитрий Степанович Бортнянский, Петр Ильич Чайковский, Александр Гречанинов, Виктор Калинников.

Самопроверка полученных знаний. Игра «Данетка»
Вопрос Ответ «ДА» или «НЕТ»
1. Появление русской духовной музыки связано с византийской культурой.
2. Пение Acapella - отличительная черта русской духовной музыки.
3.Авторский сборник церковных песнопений для смешанного хора написал С. В. Рахманинов.
4.В русском духовном концерте не более 4-х голосов.
5. Партесное пение было характерно для раннего этапа зарождение русской духовной музыки.
6. Знаменный распев – это распев, используемый во время Крестного хода на Пасху.
Задание 5 Обобщающий вопрос
Что может дать современному школьнику изучение русской духовной музыки?
_____________________________________________________________________________
Самооценка сделанного на уроке
«5» • выполнено верно 4 задания из 5, выполнено 2 из заданий повышенного уровня
«4» • выполнено верно 3 задания и 1 из заданий повышенного уровня
«3» • выполнено верно 2 задания

Вопросы для рефлексии
Интерес: Что интересного было на уроке?
Творчество: Какая работа потребовала творческого подхода?

Обучение: Чему научились, что узнали?

Главное: Что принес вам сегодняшний урок?

Уважаемые коллеги! Пусть Ваш творческий поиск будет всегда успешным!
Категория: БЛОГИ
Просмотров: 42 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
avatar