Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Сказкотерапевтический тренинг для педагогов «Старые сказки о главном»

СКАЧАТЬ (25.9 Kb) 14.06.2018, 08:32
Куприенко Надежда Александровна
Педагог-психоог, МДОУ "Детский сад "Родничок" г.Надыма"
Сказкотерапевтический тренинг для педагогов «Старые сказки о главном»

Цель тренинга:

Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона педагогов; Способствовать развитию свободного творческого самовыражения педагогов, творческой активности; Способствовать расширению границ самосознания, самопознания и поведения педагогов.

Стимульный материал: мяч, бумага для письма и рисования, ручки, цветные карандаши.

Участники тренинга: педагоги детского сада.

 

Ход тренинга

                                                     1 ЧАСТЬ

Упражнение приветствия «Шушаника Минична»

Содержание: Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Упражнение  «Самурай, принцесса, дракон»

Цель: Правильно проведенное упражнение очень сильно взбодрит и развеселит участников.

Инструкция: Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру «Принцесса и самурай». Эта игра похожа на детскую игрушку «Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!

      Дракон. Как дракона покажем? Он большой и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим — р-р-рррр.

       Принцесса. «Ну, принцесса у нас будет «тепленькая». Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет «ля-ля-ля».

       Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.

       Игра будет играться до трех побед.

 

 

2 ЧАСТЬ

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1. Отключите мобильный телефон.

2. Позвольте себе быть свободным!

3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем.

4. Все внимание на говорящего.

5. Во всем ищите и находите позитив.

6. Получите удовольствие!

 

Слово ведущего: «Чего только нет в наших сказках: волшебный цветок растет красоты невиданной и неслыханной; конь-огонь бе­жит - одна шерстинка серебряная, другая золотая; яблочко налив­ное по тарелочке катится; жар-птица жемчужные слезы льет... Каждое слово в сказке заветное.

По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Язык ска­зок - яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, не­проходимый; столы для пиров дубовые, скатерти на них узорчатые, на столах яства стоят сахарные, вина заморские, питье медовое.

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опы­том своего народа, получаем первые представления о том, как жи­ли в стародавние времена люди.

Сказки - это особый вид искусства. Собиратель и исследова­тель сказок В.П. Аникин указывал: «Сказки - своего рода нравствен­ный кодекс народа, их герои - это хотя и воображаемые, но при­меры истинного поведения человека».

В каждой сказке живет душа.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей.

Сказка очень и очень информативна.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Сказку можно сравнить с музыкальным инструментом, на кото­ром хотя бы чуть-чуть умеет играть любой человек. И сегодня мы постараемся это умение усовершенствовать».

Упражнение  «Кто какой?»

Примечание. Игра на узнавание персонажа и определение его нравственных качеств. Проводится с мячом.

Инструкция. Участники передают мяч по кругу. Каждый, получая мяч, называет основные черты характера героя, которого указыва­ет предшествующий участник (ленивый, глупый, жадный, хитрый, трудолюбивый и т. д.), и, передавая мяч следующему игроку, назы­вает другого героя.

Упражнение «Секретные рисунки»

Инструкция. Участники разбиваются на 4-5 групп. Шифруют (ри­суют на листах А4 с помощью геометрических фигур) короткие рассказы и показывают остальным участникам по очереди.

Упражнение  «Игра с линией»

Примечание. Данное упражнение - одна из многочисленных модификаций психогеометрического теста. Способствует разви­тию образности и выразительности, участникам тренинга предо­ставляется возможность создать своеобразные рисуночные или геометрические метафоры.

Инструкция. Участники рисуют портреты сказочных героев од­ной линией. Объясняют, почему линия именно такая (прямая, пре­рывистая, волнистая, ломаная).

Комментарий. Можно нарисовать портрет и одной прямой ли­нией. Например, былинный Илья Муромец ассоциируется у боль­шинства участников тренинга именно с прямой линией - сильный характер, огромная физическая сила, четкая жизненная позиция; Баба-яга - ломаная или кривая линия - в большинстве сказок от­рицательный, коварный, подлый персонаж; Емеля ассоциируется с прерывистой линией - лентяй, лежебока, потребитель, не на­дежен.

Упражнение «Что будет, если...?»

Инструкция. Участники анализируют сказки с точки зрения воз­можных форм поведения, стараясь найти реалистичность в ска­зочном посыле. Объясняют основные мотивы поведения героев таких сказок, как «Репка», «Колобок», «Морозко» и т. д.

Упражнение «Принципы сказочных решений»

Слово ведущего: «Практически в каждой сказке есть опреде­ленные проблемы, и есть их решения. Давайте составим картотеку таких решений. Для этого предлагаю взять гипотетическую проблему и придумать сказки для ее решения. Например, боязнь тем­ноты у маленького ребенка».

Инструкция. Участники разбиваются на 3-4 группы. Группы при­думывают продолжение сказочных сюжетов, после чего проходит обсуждение.

Схемы сказочных сюжетов:

«В самое пекло; узнавание; границы»: «Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка, и пошли они вместе в ночной лес...»

Пример выполнения задания одной из групп. «Пошли зайчик и ко­тенок исследовать ночной лес. И оказалось, что чудовище лохматое - ветка еловая; страшный "желтый глаз" - фонарь; жуткий "скрежет ког­тей" - кашель простывшего дедушки филина. Дедушка филин отвел зайчика и котенка домой, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют».

 «Противоположность; любовь; постепенное привыкание; отвлечение»: «Крот бо­ялся света. Влюбился в бабочку...»

«Обида, злость; против кого-то»: «Мама оставила мальчика-трусишку одного дома ночью. Он обиделся, оделся и пошел все рассказать бабушке, которая жила на другом конце города...»

«Внезапность; вытеснение другим страхом»: «Аленушка боялась темноты. Оста­лась ночью дома с братом Иванушкой. Иванушка заболел...»

 

3 ЧАСТЬ

Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники в кругу.

А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трем ладони);

Начинает капать дождь (щелкаем  пальцами);

Дождь усиливается (хлопки ладонями);

Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);

А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);

Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);

Дождь утихает (хлопки ладонями);

Редкие капли падают на землю (щелкаем  пальцами);

Тихий шелест ветра (трем ладони);

Выглянуло солнце! (руки вверх)

«Рефлексия»

  • Чем полезна именно для вас данная встреча?
  • Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
  • Какое у вас сейчас настроение?

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

 

 

Литература:

Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007.

Справочник педагога-психолога, №11, 2012., стр. 69-75.

https://www.psyoffice.ru/4-0-5633.htm

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

 



Категория: БЛОГИ
Просмотров: 240 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: