Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


"Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи".

СКАЧАТЬ (3.63 Mb) 29.06.2018, 22:31
Корнеева Ирина Евгеньевна
Воспитатель, МБДОУ г. Мурманска №129
"Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи" Корнеева Ирина Евгеньевна, Воспитатель, МБДОУ №129, г. МУРМАНСК

Цель - обучение детей способам наглядного моделирования.
Задачи:
* Развивать мышление и воображение, память при использовании схем, моделей, заместителей.
* Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.
* Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа.
* Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
* Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Задачи развития связной речи:
- овладение связной диалогической речью;
- овладение связной монологической речью;
- формирование элементарных знаний о структуре текста, о способах связи между структурными частями и предложениями;
- строить разные по типу высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Средства наглядного моделирования:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; опорные схемы; карточки — символы.

Этапы реализации образовательного проекта:
I этап- подготовительный
II этап- активного обучения
III итоговый этап-общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности

I Этап образовательного проекта
* Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов.
* Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы).
* Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др.
* Подобрать дидактические игры.
* Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
* Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем.

Задачи обучения связной речи на первом этапе обучения:
- Составление простых распространенных предложений по схемам.
- Обучение детей умению задавать вопросы , опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом.
- Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по мнемотаблицам по темам: «Фрукты», «Овощи» и т.д.
- Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов по схемам и моделям.
- Заучивать стихотворения по схеме, модели.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Дидактические Игры:
Дидактическая игра «Что это такое?»
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Волшебные карточки»
Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.

Заучивание стихотворения по схеме
Птичка
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
1. Принадлежность к родовидовому понятию;
2. Величина;
3. Цвет;
4. Форма;
5. Составляющие детали;
6. Качество поверхности;
7. Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
8. Как он используется (какую пользу приносит)? 9. За что нравится (не нравится).

Задачи обучения связной речи на втором этапе обучения:
- Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по схемам и мнемотаблицам.
- Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию.
- Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и серии картин.
- Придумывать загадки по моделям, схемам.

Отгадывание и придумывание загадок по схемам, моделям:
1. Подробное объяснение педагогом каждого пункта.
2. Отгадывание загадки детьми.
Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю легкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках,лепят снеговиков. (в презентации картинки)

Задачи обучения связной речи на третьем этапе обучения:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Сравнительное описание:
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Сравнительное описание: лисы и зайца. Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки.

Творческий рассказ последовательность работы:
- Ребёнку предлагают придумать ситуацию (персонаж, место, модель рассказа).
- Предлагается персонаж, а оформление модели ребенок придумывает сам.
- Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями.
- Составление рассказа по модели с неопределенными заместителями (геометрические фигуры).
- Самостоятельный выбор темы и героев рассказа.

Литература:
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013.
2. Большева,Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Большева.-Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001.
3. Белоусова, Л.Е . Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – Издательство: Детство-Пресс, 2003.
4. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009.
6. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. 7. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
8. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В.
9. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
10. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
Категория: БЛОГИ
Просмотров: 24 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
avatar