Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Мастер-класс на тему "Обучение решению текстовых задач"

СКАЧАТЬ (198.2 Kb) 30.10.2018, 07:37
Колмыкова Елена Александровна
учитель начальных классов ГБОУ гимназия "ОЦ "Гармония" г.о.Отрадный Самарской области
Обучение решению текстовых задач в начальной школе
Обучение решению текстовых задач в рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания строится на основе освоения обучающимися способов решения ключевых задач. В качестве структуры изучаемого явления выступают модели этих задач и способы их решения.
Всего в курсе обучения в начальной школе мы рассматриваем пять моделей ключевых задач. Каждая из ключевых моделей задач рассматривается в совокупности прямой и обратных ей задач. Все изучаемые модели задач и обратные им представлены в Таблице.

Модели простых задач
ТИП ЗАДАЧИ ПРЯМАЯ ОБРАТНАЯ ОБРАТНАЯ

Обучение способам решения каждой из представленных типов задач рассматривается как отдельная учебная тема и строится в логике компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания: изучение структуры явления (учебная деятельность академического типа); осознание генезиза способов деятельности (квазисамостоятельная деятельность); самореализация (самостоятельная деятельность), рефлексия.
Уже в первом классе обучающиеся овладевают способами решения задач I и II типов, во втором – III и IV типов, в третьем – V. Решение данных задач не представляет для обучающихся больших трудностей, так как для их решения, в каждой задаче им нужно определить, какой пред ними тип задачи, является ли эта задача прямой или обратной и выбрать соответствующий способ решения.
Однако уже во втором классе решение текстовых задач предполагает решение не столько простых задач, которыми являются представленные в таблице модели задач, сколько составных, решение которых предполагает комбинацию нескольких простых. Именно такие задачи вызывают трудности у обучающихся, и как показывает опыт, не только начальной школы, но и основной и средней школы в том числе. Количество и сложность составных задач увеличивается от класса к классу и обучающиеся, не владеющие общим приемом решения текстовых задач, становятся неуспешными при каждой встрече с текстовой задачей.
В компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обеспечивается формирование ориентировочной основы общего приема решения задач за счет формирования:
- умения решать пять типов ключевых задач в логике укрупнения дидактических единиц (прямые – на основе знания связи между компонентами, обратные – с помощью обратных арифметических действий);
- умения решать составные задачи на основе алгоритма (составная задача решается с помощью двух и более действий, для ее решения необходимо понять из скольких, и каких простых задач она состоит, как прямых, так и обратных и определить порядок их решения, поведя анализ условия, начиная с главного вопроса задачи). Данный алгоритм рассматривался как отдельная тема в логике компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания на примере изучения первого вида составных задач во 2 классе, а затем отрабатывался на различных видах составных задач в процессе обучения во 2, 3 и 4 классах.
Проиллюстрируем, каким образом организуется отработка данного алгоритма на примере изучения темы решение текстовых задач, условие которых можно записать с помощью таблицы.
Первичное знакомство с такими задачами происходит уже во втором классе, но подробное изучение данного класса задач осуществляется в 3 и 4 классах.
В 3 классе на 16-22 уроках дети сначала повторяют тот материал, который освоили во 2 классе. По готовой записи они вспоминают, как записывается условие задач с помощью таблицы и взаимосвязь между компонентами таблицы, решают предложенную задачу по картинке и составляют и решают по ее условию две обратные задачи.

1. РАССМОТРИ ТАБЛИЦУ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ ДЕЙСТВИЙ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ. ВСПОМНИ И ЗАПИШИ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ.

В ЕДИНИЦЕ КОЛ-ВО ВСЕГО


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ

=  ;

= : ; = :

2. РАССКАЖИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ, КАК, ЗНАЯ ДВА ЭЛЕМЕНТА ТАБЛИЦЫ, НАЙТИ ТРЕТИЙ.
3. ПО КАРТИНКЕ СОСТАВЬ И РЕШИ ТРИ ВЗАИМНООБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ. РАССУЖДАЙ ВМЕСТЕ С СОСЕДОМ ПО ПАРТЕ ВСЛУХ.
А) ПРЯМАЯ ЗАДАЧА









Б) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА









В) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА




Затем знакомятся с задачами на ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ. И убеждаются, что этот тип задач также решается с помощью составления таблицы. Логика их изучения такая же. После знакомства с новыми понятиями и их взаимосвязью, дети решают прямую и две обратных задачи.

ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ

ЦЕНА – КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРОЕ ЗАПЛАТИЛИ ЗА ЕДИНИЦУ ТОВАРА (РУБ.).
КОЛИЧЕСТВО – КОЛИЧЕСТВО КУПЛЕННОГО ТОВАРА (М, КГ, ШТ.).
СТОИМОСТЬ – КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРОЕ ЗАПЛАТИЛИ ЗА ОДИН ВИД ТОВАРА (РУБ.).

1. НАЙДИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ. ДОКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ПОЛЬЗУЯСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, СОСЕДУ ПО ПАРТЕ.

 ЗА 6 КГ ЯБЛОК ПО 3 РУБЛЯ ЗА КИЛОГРАММ ЗАПЛАТИЛИ 18 РУБЛЕЙ.
 ЗАПЛАТИЛИ 27 РУБЛЕЙ ЗА 9 М ТКАНИ ПО 3 РУБЛЯ ЗА МЕТР.
 ОДНА РОЗА СТОИТ 8 РУБЛЕЙ. КУПИЛИ БУКЕТ ИЗ 3 РОЗ ЗА 24 РУБЛЯ.

2. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЦЕНЫ (Ц), КОЛИЧЕСТВА (К), СТОИМОСТИ (С) РЕШАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ТАБЛИЦЫ:

Ц К С
ВИД ТОВАРА

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ
С = Ц . К

Ц = С : К К = С : Ц

РАССКАЖИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ, КАК НАЙТИ С, Ц, К. ПОСТАРАЙСЯ ЗАПОМНИТЬ.

3. РЕШИ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ, ЗАПОЛНИВ ТАБЛИЦУ И ИСПОЛЬЗУЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ. РАССУЖДАЙ ВМЕСТЕ С СОСЕДОМ ПО ПАРТЕ ВСЛУХ.

А) ПРЯМАЯ ЗАДАЧА
ТЕТРАДЬ СТОИТ 3 РУБЛЯ. СКОЛЬКО СТОИТ 10 ТАКИХ ТЕТРАДЕЙ?

Ц К С
ТЕТРАДЬ





Б) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА

ЗА 10 ТЕТРАДЕЙ ЗАПЛАТИЛИ 30 РУБЛЕЙ. СКОЛЬКО СТОИТ ОДНА ТЕТРАДЬ?

Ц К С
ТЕТРАДЬ





В) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА

НА 30 РУБЛЕЙ КУПИЛИ НЕСКОЛЬКО ТЕТРАДЕЙ ПО 3 РУБЛЯ ЗА ШТУКУ. СКОЛЬКО ТЕТРАДЕЙ КУПИЛИ?

Ц К С
ТЕТРАДЬ






Затем учитель организует работу по расширению представлений у обучающихся о задачах данного вида.

В ИЗВЕСТНОЙ ТЕБЕ ТАБЛИЦЕ КОЛОНКИ МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ, НО И ДРУГИЕ ВЕЛИЧИНЫ. РАССМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО, КАКИЕ ЕЩЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЭТОЙ ТАБЛИЦЫ. ОБЪЯСНИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ, КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ ПОЗВОЛЯЮТ РЕШИТЬ ИХ С ПОМОЩЬЮ СОСТАВЛЕНИЯ ПОДОБНОЙ ТАБЛИЦЫ.

1 КОЛОНКА СВЯЗАНА С ЕДИНИЦЕЙ:
ЦЕНА – КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ЗАПЛАТИЛИ ЗА ЕДИНИЦУ ТОВАРА;

ШТУК – В ОДНОЙ КОРОБКЕ, ЯЩИКЕ И Т.Д.;

ЧЕЛОВЕК – В ОДНОМ ОТРЯДЕ, КЛАССЕ, БРИГАДЕ, ПАЛАТКЕ И Т.Д.
МЕТРОВ – В ОДНОМ МОТКЕ, НА ОДНО ПЛАТЬЕ И Т.Д. 2 КОЛОНКА – ЭТО КОЛИЧЕСТВО
- КУПЛЕННЫХ ТОВАРОВ;


-ЯЩИКОВ, КОРОБОК И Т.Д.;

-ОТРЯДОВ, КЛАССОВ И Т.Д.;

- МОТКОВ, ПЛАТЬЕВ И Т.Д. 3 КОЛОНКА-ЭТО СКОЛЬКО ВСЕГО :
- СТОИТ ПОКУПКА ОДНОГО ВИДА ТОВАРОВ;

- КИЛОГРАММ, ШТУК ОДНОГО ВИДА ТОВАРОВ;
-ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕХ ПАЛАТКАХ, ДОМАХ И Т.Д.
- МЕТРОВ ВО ВСЕХ МОТКАХ, ПОШЛО НА ВСЕ ПЛАТЬЯ, КОСТЮМЫ И Т.Д.
ВИД

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ:
. =

: = : =

И организуется работа по отработке навыков их решения. В конце 1 полугодия мы возвращаемся к задачам, условие которых можно записать с помощью таблицы (50-54 уроки) и решаем составные задачи. Именно на этих уроках отрабатываются различные комбинации простых 5 типов задач, изученных в 1-3 классе.

ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПОСЛЕДУЮЩИХ УРОКОВ МЫ БУДЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЗВЕСТНУЮ ТЕБЕ ТАБЛИЦУ, ТОЛЬКО УВЕЛИЧИМ ЧИСЛО СТРОК.


I ВИД.
II ВИД.

ВСПОМНИ, ЧТО МОГУТ ОЗНАЧАТЬ , , И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ.

1. ПРОЧТИ ЗАДАЧУ № 3 (49) ИЗ УЧЕБНИКА. ЗАПИШИ КРАТКОЕ УСЛОВИЕ И РЕШИ ЕЕ.












В РЕШЕННОЙ ЗАДАЧЕ БЫЛО ДВА ВОПРОСА, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ПОДСКАЗЫВАЛ ХОД РЕШЕНИЯ. ЧАЩЕ В ЗАДАЧАХ ПОДОБНОГО ВИДА ОДИН ВОПРОС, ТО ЕСТЬ РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА ФОРМУЛИРУЕТСЯ ТАК: «В БОЧОНКЕ БЫЛО 24 КГ МЕДУ. ЕГО РАЗЛИЛИ В 8 БАНОК ПОРОВНУ. СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ МЕДУ В 6 ТАКИХ БАНКАХ?».

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

1) СОСТАВЬ ТАБЛИЦУ, ЗАПИШИ ЗАГОЛОВКИ В СТОЛБЦЫ И СТРОЧКИ.
2) ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ ЗНАЧЕНИЯМИ. В КЛЕТКЕ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ НЕИЗВЕСТНЫ, ПОСТАВЬ ВОПРОС.
3) НАЧНИ АНАЛИЗ ЗАДАЧИ С ГЛАВНОГО ВОПРОСА (ПРИМЕР РАССУЖДЕНИЯ СМОТРИ ДАЛЬШЕ).
4) РЕШЕНИЕ ИДЕТ ПО СТРОЧКАМ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ. ПОМНИ, ЧТО РЕШИТЬ МОЖЕШЬ ЛИШЬ ТУ СТРОЧКУ, ГДЕ ОДНО НЕИЗВЕСТНОЕ.
5) В ТАБЛИЦЕ РЯДОМ С ВОПРОСОМ ПО ХОДУ РЕШЕНИЯ ЗАПИСЫВАЙ НАЙДЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ.
6) ПООЧЕРЕДНО ЗАПОЛНИ ВСЕ КЛЕТКИ ТАБЛИЦЫ С ВОПРОСАМИ.

2. ПРОЧТИ ЗАДАЧУ. ОБЪЯСНИ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ ПО ГОТОВОЙ ЗАПИСИ.

В ЧЕТЫРЕХ ЯЩИКАХ 36 КГ ЯБЛОК. СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ ЯБЛОК В 7 ТАКИХ ЯЩИКАХ?

В I ЯЩИКЕ КОЛ-ВО ЯЩ. ВСЕГО
В 4 ЯЩИКАХ ? 4 36
В 7 ЯЩИКАХ ? 7 ?

ДАЛЬШЕ РАССУЖДАЙ, НАЧИНАЯ С ГЛАВНОГО ВОПРОСА ЗАДАЧИ ТАК: «ЧТОБЫ НАЙТИ, СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ ЯБЛОК В 7 ЯЩИКАХ, НУЖНО ЗНАТЬ, СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ ЯБЛОК В ОДНОМ ЯЩИКЕ. НО НАМ ЭТО НЕИЗВЕСТНО. НО ИЗВЕСТНО, СКОЛЬКО ЯБЛОК В 4 ЯЩИКАХ. ТО ЕСТЬ В СТРОКЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ 4 ЯЩИКАМ, ОДНО НЕИЗВЕСТНОЕ. ЗНАЧИТ, МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЗАИМОСВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ И НАЙТИ, СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ ЯБЛОК В ОДНОМ ЯЩИКЕ. А ЗАТЕМ, ЗНАЯ, ЧТО ЯЩИКИ ОДИНАКОВЫЕ, НАЙТИ, СКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ ЯБЛОК В 7 ЯЩИКАХ.
ЗАПИШИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ И ОБЪЯСНИ ЕГО СОСЕДУ ПО ПАРТЕ.








3. РАССУЖДАЯ АНАЛОГИЧНО, РЕШИ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ. СВЕРЬ СВОЕ РЕШЕНИЕ С РЕШЕНИЕМ СОСЕДА ПО ПАРТЕ.

1) ЗА ТРИ РУЧКИ ЗАПЛАТИЛИ 21 РУБЛЬ. СКОЛЬКО СТОЯТ 8 ТАКИХ РУЧЕК?









Обучение решению текстовых задач в начальной школе
Обучение решению текстовых задач в рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания строится на основе освоения обучающимися способов решения ключевых задач. В качестве структуры изучаемого явления выступают модели этих задач и способы их решения.
Всего в курсе обучения в начальной школе мы рассматриваем пять моделей ключевых задач. Каждая из ключевых моделей задач рассматривается в совокупности прямой и обратных ей задач. Все изучаемые модели задач и обратные им представлены в Таблице.

Модели простых задач
ТИП ЗАДАЧИ ПРЯМАЯ ОБРАТНАЯ ОБРАТНАЯ
I
I. –
II. ¬–

I. –
II. ¬–

I. –
II. ¬–

II
Было –
Действие –
Стало –

Было –
Действие –
Стало –

Было –
Действие –
Стало –

III
I. –
II. –


I. – ? на <, чем
II. –

I. –
II. – ? на >, чем

IV В одном Кол-во Всего
?
В одном Кол-во Всего
?
В одном Кол-во Всего
?

V
Всего –
Часть –
Сколько
составляет –

Всего –
Часть –
Сколько
составляет –

Всего –
Часть –
Сколько
составляет –

Обучение способам решения каждой из представленных типов задач рассматривается как отдельная учебная тема и строится в логике компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания: изучение структуры явления (учебная деятельность академического типа); осознание генезиза способов деятельности (квазисамостоятельная деятельность); самореализация (самостоятельная деятельность), рефлексия.
Уже в первом классе обучающиеся овладевают способами решения задач I и II типов, во втором – III и IV типов, в третьем – V. Решение данных задач не представляет для обучающихся больших трудностей, так как для их решения, в каждой задаче им нужно определить, какой пред ними тип задачи, является ли эта задача прямой или обратной и выбрать соответствующий способ решения.
Однако уже во втором классе решение текстовых задач предполагает решение не столько простых задач, которыми являются представленные в таблице модели задач, сколько составных, решение которых предполагает комбинацию нескольких простых. Именно такие задачи вызывают трудности у обучающихся, и как показывает опыт, не только начальной школы, но и основной и средней школы в том числе. Количество и сложность составных задач увеличивается от класса к классу и обучающиеся, не владеющие общим приемом решения текстовых задач, становятся неуспешными при каждой встрече с текстовой задачей.
В компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обеспечивается формирование ориентировочной основы общего приема решения задач за счет формирования:
- умения решать пять типов ключевых задач в логике укрупнения дидактических единиц (прямые – на основе знания связи между компонентами, обратные – с помощью обратных арифметических действий);
- умения решать составные задачи на основе алгоритма (составная задача решается с помощью двух и более действий, для ее решения необходимо понять из скольких, и каких простых задач она состоит, как прямых, так и обратных и определить порядок их решения, поведя анализ условия, начиная с главного вопроса задачи). Данный алгоритм рассматривался как отдельная тема в логике компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания на примере изучения первого вида составных задач во 2 классе, а затем отрабатывался на различных видах составных задач в процессе обучения во 2, 3 и 4 классах.
Проиллюстрируем, каким образом организуется отработка данного алгоритма на примере изучения темы решение текстовых задач, условие которых можно записать с помощью таблицы.
Первичное знакомство с такими задачами происходит уже во втором классе, но подробное изучение данного класса задач осуществляется в 3 и 4 классах.
В 3 классе на 16-22 уроках дети сначала повторяют тот материал, который освоили во 2 классе. По готовой записи они вспоминают, как записывается условие задач с помощью таблицы и взаимосвязь между компонентами таблицы, решают предложенную задачу по картинке и составляют и решают по ее условию две обратные задачи.

1. РАССМОТРИ ТАБЛИЦУ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ ДЕЙСТВИЙ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ. ВСПОМНИ И ЗАПИШИ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ.

В ЕДИНИЦЕ КОЛ-ВО ВСЕГО


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ

=  ;

= : ; = :

2. РАССКАЖИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ, КАК, ЗНАЯ ДВА ЭЛЕМЕНТА ТАБЛИЦЫ, НАЙТИ ТРЕТИЙ.
3. ПО КАРТИНКЕ СОСТАВЬ И РЕШИ ТРИ ВЗАИМНООБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ. РАССУЖДАЙ ВМЕСТЕ С СОСЕДОМ ПО ПАРТЕ ВСЛУХ.
А) ПРЯМАЯ ЗАДАЧА









Б) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА









В) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА




Затем знакомятся с задачами на ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ. И убеждаются, что этот тип задач также решается с помощью составления таблицы. Логика их изучения такая же. После знакомства с новыми понятиями и их взаимосвязью, дети решают прямую и две обратных задачи.

ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ

ЦЕНА – КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРОЕ ЗАПЛАТИЛИ ЗА ЕДИНИЦУ ТОВАРА (РУБ.).
КОЛИЧЕСТВО – КОЛИЧЕСТВО КУПЛЕННОГО ТОВАРА (М, КГ, ШТ.).
СТОИМОСТЬ – КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРОЕ ЗАПЛАТИЛИ ЗА ОДИН ВИД ТОВАРА (РУБ.).

1. НАЙДИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ. ДОКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ПОЛЬЗУЯСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, СОСЕДУ ПО ПАРТЕ.

 ЗА 6 КГ ЯБЛОК ПО 3 РУБЛЯ ЗА КИЛОГРАММ ЗАПЛАТИЛИ 18 РУБЛЕЙ.
 ЗАПЛАТИЛИ 27 РУБЛЕЙ ЗА 9 М ТКАНИ ПО 3 РУБЛЯ ЗА МЕТР.
 ОДНА РОЗА СТОИТ 8 РУБЛЕЙ. КУПИЛИ БУКЕТ ИЗ 3 РОЗ ЗА 24 РУБЛЯ.

2. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЦЕНЫ (Ц), КОЛИЧЕСТВА (К), СТОИМОСТИ (С) РЕШАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ТАБЛИЦЫ:

Ц К С
ВИД ТОВАРА

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ
С = Ц . К

Ц = С : К К = С : Ц

РАССКАЖИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ, КАК НАЙТИ С, Ц, К. ПОСТАРАЙСЯ ЗАПОМНИТЬ.

3. РЕШИ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ, ЗАПОЛНИВ ТАБЛИЦУ И ИСПОЛЬЗУЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ. РАССУЖДАЙ ВМЕСТЕ С СОСЕДОМ ПО ПАРТЕ ВСЛУХ.

А) ПРЯМАЯ ЗАДАЧА
ТЕТРАДЬ СТОИТ 3 РУБЛЯ. СКОЛЬКО СТОИТ 10 ТАКИХ ТЕТРАДЕЙ?

Ц К С
ТЕТРАДЬ





Б) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА

ЗА 10 ТЕТРАДЕЙ ЗАПЛАТИЛИ 30 РУБЛЕЙ. СКОЛЬКО СТОИТ ОДНА ТЕТРАДЬ?

Ц К С
ТЕТРАДЬ





В) ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА

НА 30 РУБЛЕЙ КУПИЛИ НЕСКОЛЬКО ТЕТРАДЕЙ ПО 3 РУБЛЯ ЗА ШТУКУ. СКОЛЬКО ТЕТРАДЕЙ КУПИЛИ?

Ц К С
ТЕТРАДЬ






Затем учитель организует работу по расширению представлений у обучающихся о задачах данного вида.

В ИЗВЕСТНОЙ ТЕБЕ ТАБЛИЦЕ КОЛОНКИ МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ, НО И ДРУГИЕ ВЕЛИЧИНЫ. РАССМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО, КАКИЕ ЕЩЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЭТОЙ ТАБЛИЦЫ. ОБЪЯСНИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ, КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ ПОЗВОЛЯЮТ РЕШИТЬ ИХ С ПОМОЩЬЮ СОСТАВЛЕНИЯ ПОДОБНОЙ ТАБЛИЦЫ.

1 КОЛОНКА СВЯЗАНА С ЕДИНИЦЕЙ:
ЦЕНА – КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ЗАПЛАТИЛИ ЗА ЕДИНИЦУ ТОВАРА;

ШТУК – В ОДНОЙ КОРОБКЕ, ЯЩИКЕ И Т.Д.;

ЧЕЛОВЕК – В ОДНОМ ОТРЯДЕ, КЛАССЕ, БРИГАДЕ, ПАЛАТКЕ И Т.Д.
МЕТРОВ – В ОДНОМ МОТКЕ, НА ОДНО ПЛАТЬЕ И Т.Д. 2 КОЛОНКА – ЭТО КОЛИЧЕСТВО
- КУПЛЕННЫХ ТОВАРОВ;


-ЯЩИКОВ, КОРОБОК И Т.Д.;

-ОТРЯДОВ, КЛАССОВ И Т.Д.;

- МОТКОВ, ПЛАТЬЕВ И Т.Д. 3 КОЛОНКА-ЭТО СКОЛЬКО ВСЕГО :
- СТОИТ ПОКУПКА ОДНОГО ВИДА ТОВАРОВ;

- КИЛОГРАММ, ШТУК ОДНОГО ВИДА ТОВАРОВ;
-ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕХ ПАЛАТКАХ, ДОМАХ И Т.Д.
- МЕТРОВ ВО ВСЕХ МОТКАХ, ПОШЛО НА ВСЕ ПЛАТЬЯ, КОСТЮМЫ И Т.Д.
ВИД

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАБЛИЦЫ:
. =

: = : =

И организуется работа по отработке навыков их решения. В конце 1 полугодия мы возвращаемся к задачам, условие которых можно записать с помощью таблицы (50-54 уроки) и решаем составные задачи. Именно на этих уроках отрабатываются различные комбинации простых 5 типов задач, изученных в 1-3 классе.
Категория: БЛОГИ
Просмотров: 48 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
avatar